Зачем нужна графитная смазка?

Зачем нужна графитная смазка?

Зачем нужна графитная смазка?

В качестве смазочного материала графит начали использовать еще в XVIII веке. Как правило, его применяли для обслуживания различных механизмов подъемных устройств. Графит в таких соединениях обеспечивал плавную и бесшумную работу.

Что такое графитная смазка?

Графитная смазкаПервая графитная смазка была изготовлена из минерального базового масла, загущенного графитом и кальциевым мылом. Кальциевое мыло обеспечивало материалу хорошую устойчивость к смыванию водой. Готовый продукт представлял собой однородную мазь от черного до темно-коричневого цвета.

Сегодня графитные смазки представляют собой какой-либо смазочный материал, в состав которого входит графит, например, масла с добавлением графита, антифрикционные покрытия, пластичные смазки и т.д.

Графитная смазка имеет большое преимущество – стойкость. После того, как масляная пленка перестает работать, твердые частицы графита защищают поверхность узла от граничного трения, коррозии, задиров, заеданий и контакта с абразивами.

Традиционные графитные смазки работают при температурах от -20 °С до +70 °С. Они предназначены для обслуживания нагруженных механизмов из стальных или медных сплавов, склонных к окислению (резьбовые соединения, зубчатые передачи, ходовые винты, домкраты, элементы подвески автомобилей и т.д.).

Особенно актуально применение графитной смазки в автотехнике, например, с целью уменьшить трение между листами рессор,  для смазывания тросика стояночного тормоза, выдвижной антенны автомобиля (убирает помехи при работе радиоприемника). В быту графитной смазкой можно обработать дверные петли для защиты металлических поверхностей и устранения скрипа.

Графитная смазка. Свойства

Рабочие характеристики традиционных графитных смазок отвечают условиям эксплуатации оборудования и техники, которые производятся на территории России. По сравнению с обычными смазками, графитные обладают следующими преимуществами:
  • высокие антифрикционные характеристики;
  • повышенная несущая способность;
  • обеспечивают более плавный ход механизмов;
  • улучшают притирку металлических деталей;
  • проводят электричество;
  • влагостойкость.

Однако графитные смазки не лишены недостатков:
  • низкая температура плавления кальциевого загустителя уменьшает верхний предел рабочих температур;
  • из-за грубоочищенного графита крупного помола область применения ограничена открытыми узлами с низким качеством поверхности.

Использование обычной графитной смазки без учета вышеописанных ограничений неизбежно увеличит износ и значительно снизит ресурс оборудования. Поэтому стала необходимость в улучшении свойств материалов. Сегодня производится большое количество высокотехнологичных графитных смазок, подходящим под условия эксплуатации различного оборудования.

Одна из находок инженеров – синергетическое взаимодействие между графитом и дисульфидом молибдена (MoS2). Оно основано на замещении слабых сторон одного вещества сильными другого. Так графит плохо проявляет себя в сухой среде и неудовлетворительно – в инертных газах. Дисульфид молибдена, в свою очередь, показывает слабые свойства во влажной среде.

При соединении порошков графита и дисульфида молибдена получается смесь, значительно превосходящая по характеристикам каждый из этих материалов по отдельности.


Применение графитных смазок

Графит – это отличный антифрикционный наполнитель, поэтому графитная смазка идеально подходит для обслуживания больших и малых механизмов.
Область применения графитовых смазок велика. Как правило, их используют для обслуживания узлов и механизмов, работающих при больших нагрузках – в нефтедобывающей, автомобильной, строительной, сельскохозяйственной технике. Помимо защиты от износа, смазка предотвращает скрипы, вызываемые трением деталей. В тихоходных редукторах «графитка» смягчает контакт шестерен за счет поглощения энергии ударного взаимодействия зубьев.

В быту графитная смазка используется для защиты гаражных и дверных петель, замков и т.д. За счет хорошей водостойкости материал не требует частой замены.

Наибольшей популярностью графитная смазка пользуется при обслуживании узлов автомобиля.
  • шаровые опоры и подвески;
  • подшипники поворотных кулаков;
  • шестерни и рулевые рейки;
  • резьбовые соединения;
  • аккумуляторные клеммы;
  • крестовины карданной передачи на заднеприводном автомобиле.
  • направляющие тормозных суппортов;
  • противоскрипные шайбы в рессорах и т.д.

Следует отметить, что графитная смазка подходит не для всех узлов автомобиля, так как графит, например в мелких подшипниках, может оказаться причиной преждевременного износа.

Передовые материалы EFELE – идеальная замена традиционных графитовых смазок! 

Сухая смазка EFELE AF-511Антифрикционное покрытие (сухая смазка) EFELE AF-511 на основе графита и дисульфида молибдена (MoS2) - разработка компании «Эффективный Элемент». Оно производится с использованием уникальных гибридных технологий с использованием высококачественных компонентов. 

EFELE AF-511 полимеризуется при комнатной температуре и отлично работает при высоких нагрузках в широком диапазоне температур (-180…+450 °C). Сухая смазка не выдавливается из зон трения, препятствует налипанию пыли и абразивов, надолго защищает от фрикционного износа. Покрытие работает при высоких нагрузках, в условиях радиации, и вакуума. 

 Область применения: 
  • Узлы трения скольжения в автомобилях: направляющие, петли и шарниры, замки, резьбовые и шлицевые соединения, дроссельная заслонка 
  • Зубчатые зацепления, направляющие скольжения, цепи полиграфического и прессового оборудования 
  • Направляющие скольжения оборудования по переработке полимеров 
  • Ходовые винты и подшипники скольжения трубопроводной арматуры 
  • Цепные передачи конвейеров и подъёмно-транспортных машин 
  • При холодной экструзии стали для защиты от образования задиров 


Преимущества EFELE AF-511
  • Высокая адгезия
  • Широкий диапазон рабочих температур от -180 до + 450 °C
  • Работа при высоких нагрузках
  • Отверждение на воздухе
  • Работоспособность в условиях запыленности
  • Аэрозольная упаковка
  • Смягчает движение механизмов
  • Предотвращает контакт пыли и абразивов с рабочими поверхностями


Узнать подробности

Масло для цепей с графитом EFELE MO-749Масло для цепей с графитом EFELE MO-749 – идеальное средство для обслуживания тяжелонагруженных узлов, например цепных передач, работающих при низких скоростях. 

Благодаря графиту и специальным присадкам масло обладает высокими несущими и антикоррозионными свойствами, а также не вытекает из зон трения под воздействием центробежных сил. 

Область применения: 
  • Цепи с крупными звеньями
  • Высоконагруженные цепные передачи, работающие при низких скоростях 
  • Направляющие скольжения, работающие при высоких нагрузках и низких скоростях 
  • Защита цепных передач и направляющих скольжения, эксплуатируемых в пыльной среде 


 Преимущества EFELE MO-749 
  • Высокая несущая способность 
  • Антифрикционные наполнители снижают износ узлов в пыльной среде 
  • Хорошие противоизносные свойства 
  • Предотвращает скачкообразное движение 
  • Широкий диапазон рабочих температур 
  • Высокие антикоррозионные свойства 
  • Обладает свойствами антиаварийной смазки


Узнать подробности

Графитная смазка - очень востребованный материал, который применяется повсеместно: от тяжелой промышленности до легкового автомобиля.

Усилить характеристики графита позволяет поляризация, т.е. поляризующие агенты внедряются в слоистую структуру графита. Так получается поляризованный графит. Он работает во влажной среде, обладает большей адгезией к металлическим поверхностям и отличается термической стабильностью. На сегодняшний день он является одним из наиболее перспективных твердосмазочных веществ.

Благодаря высоким эксплуатационным свойствам графит, как добавка, может применяться практически в любом виде смазочных материалов, усиливая их характеристики. При этом его наличие в составе практически не увеличивает конечную стоимость продукции.

Возврат к списку