Толщина покрытия и другие пункты, которым стоит уделить внимание при работе c АФП

Толщина покрытия и другие пункты, которым стоит уделить внимание при работе c АФП

Толщина покрытия и другие пункты, которым стоит уделить внимание при работе c АФП
  1. Методы измерения толщины покрытия
  2. Подготовка металлических поверхностей
  3. Обезжиривание деталей
  4. Подготовка пластмассовых поверхностей
  5. Способы нанесения антифрикционных покрытий

Применение антифрикционных покрытий (АФП) – наиболее современный и перспективный способ защиты деталей от интенсивного износа.

Твердые смазочные вещества, которые они содержат, заполняют микронеровности сопряженных основ, увеличивая их опорную площадь и снижая интенсивность трения.


Толщина слоя покрытия колеблется от 5 до 20 мкм – в зависимости от поставленных задач. Контролировать этот показатель очень важно в целях понимания эффективности проводимых операций.

В статье рассмотрены способы измерения толщины покрытия, а также некоторые другие моменты, влияющие на качество и эффективность АФП.

Методы измерения толщины покрытия

От толщины покрытия, т.е. расстояния между его внешним слоем и покрываемой поверхностью, зависит срок службы, коэффициент трения и другие рабочие свойства АФП.

При нанесении покрытия необходимо учитывать, что его толщина должна превышать размер микронеровностей соприкасающихся поверхностей. В разных случаях она может составлять от 5 до 20 мкм.

Существуют следующие методы измерения толщины защитной пленки:

  • Линейное измерение с помощью микрометра
  • Взвешивание изделий до и после нанесения покрытия: по разности масс определяют объем покрытия, а среднюю толщину рассчитывают по соотношению объема к площади поверхности обработанного изделия
  • Измерение магнитным толщиномером – специальным прибором, работа которого основана на изменении силы притяжения между намагниченным шариком и ферромагнитным основанием (т.е. данный метод применяется для материалов-ферромагнетиков)
  • Измерение вихревым толщиномером: с помощью вихревых токов определяется толщина покрытий на немагнитных основаниях (алюминии, меди, титане и др.)

Результаты замеров толщины покрытия следует обязательно сопровождать указанием метода измерения и названием использованного прибора, так как каждый из них может иметь определенную погрешность.

Подготовка металлических поверхностей

В целях повышения адгезии и срока службы антифрикционных покрытий имеющиеся на металлических поверхностях окислы, следы коррозии и загрязнения различной природы удаляются определенными методами: механическими или химическими. Выбор того или иного определяется поставленными задачами и особенностями металлов.

Для очистки деталей из стали, титана, алюминия, меди, магния и их сплавов, хромированных и никелированных поверхностей часто применяется механическая пескоструйная обработка. Она проводится мелкозернистой окисью алюминия или литой сталью, способствует удалению ржавчины и делает поверхности более шероховатыми, чем способствует лучшей адгезии АФП.


Пескоструйная обработка


Следует учитывать, что такой вид обработки изменяет линейные размеры деталей до 1,3 мкм, что обязательно следует учитывать при его выборе.

В числе химических методов подготовки поверхностей перед нанесением АФП могут применяться специальные очистители металлов, растворяющие масляные, силиконовые и прочие загрязнения (например, очиститель металла MODENGY), или другие способы обработки для наиболее «проблемных» основ.

  • Фосфатирование

Обработка низколегированных и углеродистых сталей, чугуна, алюминия, цинка, кадмия, сплавов на основе меди мелкокристаллическим раствором фосфатов марганца, цинка или железа.

Фосфат марганца увеличивает несущую способность и смазывающие свойства антифрикционного покрытия, фосфат цинка улучшает его коррозионную стойкость, а фосфат железа способствует повышению адгезии АФП.

После обработки фосфатный слой имеет ровную однородную структуру, серый, черный или промежуточный оттенок цвета. Не допускается наличие на обработанных поверхностях пятен фосфатирующего раствора и следов коррозии.

  • Травление

Снятие верхнего слоя металла вместе с продуктами коррозии, окислами и другими загрязнениями. Производится специальными растворами серной, азотной, соляной, фосфорной, хромовой, щавелевой кислот (обычно смесью нескольких) в нужной концентрации.

Применяется для обработки деталей из низко- и высоколегированных сталей, алюминия, титана, меди и медных сплавов.

После травления детали тщательно промываются в целях удаления остатков кислот.

  • Анодирование

Один из методов обработки алюминия и его сплавов для создания на них оксидной пленки.

Проводится с использованием серной или хромовой кислоты. Первую применяют для сплавов, содержащих более 0,5 % меди и свыше 7,5% легирующих добавок, вторую – для прочих сплавов и чистого алюминия.

Для растворов кислот используется высокоочищенная вода с низким содержанием хлоридов и сульфатов.


Анодированные детали


Обезжиривание деталей

Ни один из видов химической обработки поверхностей перед нанесением АФП не предусматривает возможности трогать подготовленные детали голыми руками.

Однако обезжиривание необходимо проводить в любом случае – для более равномерного нанесения АФП, его прочности и долговечности.


Современные органические растворители не оставляют следов после испарения, не содержат ароматических соединений, поэтому безопасны для человека и окружающей среды.

Очиститель металла MODENGY


Для очищения и обезжиривания металлических поверхностей идеально подходят очистители MODENGY. Они производятся на основе смеси органических растворителей и функциональных добавок.

Очиститель металла MODENGY эффективно удаляет различные загрязнения и обезжиривает детали, не вызывая коррозии.

очиститель-активатор



Специальный очиститель-активатор MODENGY применяется для финишной подготовки поверхностей – удаления остаточных загрязнений, их обезжиривания и активации перед нанесением покрытия. Состав распыляется с расстояния 15-20 см и испаряется уже через 15 минут.

Операцию промывки и обезжиривания обычно производят несколько раз свежим составом, после чего детали высушивают на воздухе. После обезжиривания поверхности не трогают!


Подготовка пластмассовых поверхностей

Обработка пластмассовых деталей подразумевает их обезжиривание и очистку специальными неагрессивными растворителями.

Для улучшения адгезии АФП пластиковым поверхностям придается искусственная шероховатость: например, путем мелкой пескоструйной обработки или активации плазмой низкого давления.

Способы нанесения антифрикционных покрытий

Способ нанесения антифрикционного покрытия выбирается исходя из материала, количества, формы и размера деталей, расположения и конфигурации обрабатываемых поверхностей.

Наиболее распространены такие методы как:

  • Распыление
  • Погружение
  • Трафаретная печать
  • Ручное нанесение (кистью, щеткой, валиком)

Жидкие АФП перед применением тщательно перемешивают до однородности. При необходимости получить покрытие толщиной менее 5 мкм, состав разбавляют специальным растворителем.

Наиболее удобный и эффективный способ нанесения покрытий – распыление. Для его осуществления используется традиционное окрашивающее оборудование высокого давления или аэрозольные АФП, которые уже готовы к применению.

Антифрикционные составы в аэрозольных фасовках выпускает компания Моденжи.

Покрытия MODENGY 1001, MODENGY 1002MODENGY Для деталей ДВС наносятся тонким слоем (8-12 мкм) на очищенные и обезжиренные поверхности с расстояния 15-20 см. Предварительно баллоны тщательно встряхиваются до появления стука шариков.


Антифрикционные покрытия MODENGY в аэрозольных упаковках


Данные материалы имеют разное время полимеризации (от 25 минут до 12 часов), однако теряют липкость уже через 5-10 минут, позволяя нанести еще один слой или транспортировать обработанные детали.

Возврат к списку