Смазки из России. Смазочные материалы EFELE и MODENGY

Смазки из России. Смазочные материалы EFELE и MODENGY

Смазки из России. Смазочные материалы EFELE и MODENGY
  1. Классификация смазок по консистенции
  2. Основные характеристики и виды пластичных смазок
  3. Классификация смазок по сфере применения
  4. Основные характеристики и сферы применения твердых смазок
  5. Сухие адаптивные смазочные материалы

В России сегодня производится более 1000 видов смазочных материалов. До конца 1970-х гг., тогда еще в СССР, они получали свои названия в произвольном порядке. Это вызывало путаницу: одни продукты получали словесное наименование, другие – номер, а третьи – термин.

Однако в 1979 году все встало на свои места. По ГОСТу 23258-78, который был утвержден в то время, все смазки должны обозначаться одним словом и цифрами (одной или несколькими).


Классификации российских смазочных материалов можно производить по разным критериям: консистенции, составу, сфере применения. Рассмотрим каждую из них подробнее.


Классификация смазок по консистенции

По консистенции смазки бывают полужидкими, пластичными и твердыми.

Пластичные и полужидкие смазки – это коллоидные системы, включающие в себя дисперсионную среду, дисперсную фазу и пакет присадок. Самое частая область применения пластичных смазок –передачи (зубчатые, винтовые, цепные), подшипники качения и скольжения, шарниры, многожильные тросы.

Твердые смазки до полимеризации имеют вид суспензий, дисперсионной средой для них является смола или иное связующее вещество, а также растворитель. Загустители – твердые смазочные вещества (дисульфид молибдена, графит и пр.).

После испарения растворителя твердые смазки, распределенные в связующем, образуют на поверхностях защитный слой с очень малым коэффициентом сухого трения.

Более подробно остановимся на пластичных и твердых смазках российского производства. Назовем их основные виды, а также наиболее известные материалы, разработанные в СССР и современной России.


Пластичная смазка


В настоящее время смазки выпускают очень многие предприятия в нашей стране. Одной из наиболее известных широким ассортиментом материалов и различными сферами их использования является компания «Эффективный Элемент». Твердые смазки выпускает компания «Моденжи».


Основные характеристики и виды пластичных смазок

В числе основных характеристик пластичных смазок выделяют:

  • Физико-химические параметры: класс консистенции, кинематическая вязкость базового масла, температура каплепадения, выделение масла и т.д.
  • Условия работы смазок: диапазон рабочих температур, показатель износа, нагрузка сваривания, скорость вращения пар трения и пр.
  • Сочетаемость смазок с конструкционными материалами
  • Сочетаемость смазок между собой при возможном смешивании

Исходя из состава смазки делятся на четыре группы.


Мыльные


Для их выработки в роли загустителя используют соли высших карбоновых кислот. Исходя из аниона мыла, смазки одного катиона делятся на простые (натриевые, кальциевые, литиевые, алюминиевые, бариевые, литиевые) и комплексные, совмещающие сразу несколько типов загустителей.

Отдельную категорию составляют смазки на смешанных мылах, где в роли загустителей выступают смеси мыл.

Мыльные смазки, из-за используемого для их создания природного жирового сырья, именуются жировыми


Неорганические


Чтобы их создать как загуститель берут высокодисперсные неорганические вещества с хорошей температурной стабильностью. Данные смазки – это асбестовые, бентонитовые, графитные, силикагелевые.


Органические


Для их выработки используют высокодисперсные органические вещества с хорошей температурной стабильностью. К таким смазкам относятся сажевые, полимерные, полимочевинные, пигментные.


Углеводородные

Чтобы их получить, в роли загустителей применяют высокоплавкие углеводороды (петролатум, церезин, парафин, озокерит, воски).


По типу дисперсионной среды выделяют смазки:

  • На основе нефтяных масел (минеральные)
  • На основе синтезированных масел (полусинтетические, синтетические)

Классификация смазок по сфере применения

По сфере использования российские смазки можно разделить на множество групп. Вот некоторые из них.


Универсальные смазки


Универсальные смазки, называемые также многоцелевыми, имеют очень широкую область применения. Они обладают хорошей водостойкостью, высокими защитными качествами, могут работать в большом скоростном и температурном диапазоне.

Не рекомендуется заменять многоцелевыми смазками узкоспециализированные материалы.

Категорию универсальных смазок наиболее ярко представляют литиевые составы – такие как EFELE MG-213 и EFELE MG‑214.


EFELE MG-213 и EFELE MG-214


EFELE MG-213 – это универсальная комплексная термостойкая смазка с противозадирными присадками. Она предназначена для долговременной смазки узлов, работающих в условиях высоких температур и повышенных нагрузок.

EFELE MG-214 используется в узлах трения колесных и гусеничных транспортных средств, промышленного оборудования и судовых механизмов различного назначения.



Для обслуживания подшипников (шариковых или роликовых) допускается применение многоцелевых антифрикционных смазок (например, Литола-24).


Литол-24 и ее модификация Литол-24 РК представляют собой смесь нефтяных масел, литиевых мыл 12-оксистеариновой кислоты и пакета присадок. Смазки имеют отличные консервационные свойства, хорошо защищает металлические изделия от коррозии. Они предназначены для узлов трения колесных и гусеничных транспортных средств, промышленного оборудования, судовых механизмов, работающих при температурах от -40 до +120 °С (допускается кратковременный нагрев до +130 °С ).

Литол-24М широко используется в качестве единой автомобильной смазки. Она успешно заменяет солидолы всех типов, натриевые и литиевые смазки общего назначения. Применение указанного материала позволяет снизить износ оборудования и увеличить срок его службы.

В узлах трения механизмов и транспортных средств применяется также смазка Солидол С. Она активно используется для сельхозтехники, ручного инструмента, шарниров, винтовых и цепных передач. Главные преимущества смазки – водостойкость и коллоидная стабильность. Недостатки – небольшой температурный диапазон и малая механическая устойчивость.

Высокой популярностью, особенно в советское время, пользовались смазки группы Фиол. Фиол-1 предназначена для смазывания узлов трения под давлением (через пресс-масленку), а также для тросов, имеющих оболочку с внутренним диаметром <5. Материал обладает достаточной водостойкостью и работоспособен при температурах от -40 до +120 °С.

Фиол-2 – смазка для подшипников качения и скольжения, зубчатых передач индустриальных машин, станков, конвейеров и других аналогичных устройств, работающих при малых и средних нагрузках.

Фиол-2М предназначена для легконагруженных малогабаритных подшипников качения и скольжения автомобильного электрооборудования, высокооборотных подшипников электроверетен; осей октан-корректора прерывателя распределителя автомобилей. Смазка водостойкая, с улучшенными противоизносными и противозадирными свойствами (по сравнению с ФИОЛ-2). Работоспособна при температуре -40... +120 °С.

Для закрытых роликовых опор конвейеров, механизмов экскаваторов, бурильных станков, бульдозеров и в горнорудной промышленности применяется смазка БНЗ-3. Однако по некоторым характеристикам она уступает Фиол-2М.

Графитин используется для тяжелых механизмов, работающих с большой нагрузкой, деталей подвесок тракторов и другой спецтехники, открытых шестереночных передач, резьбовых соединений.

Некоторые из универсальных смазок предназначены специально для высокотемпературных узлов трения.

Например, Консталин, который применяется для обслуживания вентиляторов литейных машин, смазки доменных и цементных печей. Этот материал обладает малой водостойкостью. Работает в температурном диапазоне от -40 до +120 °С.

Литин-2 используется для смазки игольчатых подшипников (карданных шарниров). Смазка выдерживает до +120 °С.

Многофункциональная термостойкая пластичная смазка имеется и в линейке EFELE – это EFELE MG-221 на основе комплекса сульфоната кальция. Она устойчива к смыванию водой, подходит для смазывания узлов, подверженных не только высоким температурам, но и ударным нагрузкам.


EFELE MG-221


Смазки для пищевой промышленности


В связи с тем, что вопросам обеспечения безопасности потребителя уделяется все больше внимания, актуальна потребность в смазках, которые не содержат токсичных компонентов и не создают угрозу здоровью человека даже при их контакте с продуктами питания.

Такие материалы называют пищевыми смазками. Продукты данной категории не входит в классификацию ГОСТ, однако согласно действующему законодательству их необходимо применять на современных предприятиях, выпускающих продукты питания, напитки, упаковку и фармацевтическую продукцию.

Это означает, что данные материалы можно применять в узлах с возможностью случайного контакта с продуктами питания (H1) или постоянного прямого контакта с ними (3H).

Пищевые смазки производятся по специальной рецептуре, которая не только безопасна, но и обеспечивает полноценное функционирование узлов трения в специфических условиях производства. Они работают в широком диапазоне температур, выдерживают высокие нагрузки, не смываются водой, не оказывают негативного влияния на пластик и резину.


Российские смазки с пищевым допуском производятся по современным технологиям из высококачественных компонентов. Они не уступают импортным аналогам по качеству, но значительно выигрывают у них по цене.


Наиболее известны в пищевой промышленности смазки EFELE. Они сертифицированы различными уполномоченными независимыми организациями, в том числе Национальным Санитарным Фондом США – NSF International – в категориях H1 и 3H.


Пищевые смазки EFELE


Антифрикционные смазки


К антифрикционным смазкам, в первую очередь, относятся солидолы – самые дешевые и распространенные пластичные материалы.

Они устойчивы к влаге, обладают хорошими противоизносными и антикоррозионными свойствами.

При этом солидолы не лишены недостатков. К примеру, они отличаются сравнительно низкой температурой плавления и слабой механической стабильностью. Именно поэтому при температуре свыше +60... +70 °С лучше остановить свой выбор на Na и Са-смазках. Правда, сегодня они уже не слишком распространены, их постепенно вытесняют многоцелевые продукты.


Термостойкие смазки


Рабочая температура некоторых узлов трения может составлять до +350 °С и выше. Для такой «горячей» среды существуют специальные термостойкие смазки. Среди них особенно выделяются EFELE MG-251, ЦИАТИМ-221, ВНИИНП-207 и 219, ВНИИНП-231, ВНИИНП-246.

EFELE MG-251 – это универсальная минеральная смазка, содержащая пакет противозадирных присадок. Она предназначена для долговременной обработки узлов, работающих в условиях высоких температур и повышенных нагрузок.


EFELE MG-251


ЦИАТИМ-221 – пластичная смазка на основе синтетического масла, загущенного комплексным кальциевым мылом с добавлением антиокислительных присадок. Предназначена для смазывания подшипников качения электромашин, систем управления и приборов с частотой вращения до 10 000 об/мин, агрегатных подшипников летательных аппаратов, узлов трения и сопряженных поверхностей металл-металл и металл-резина, работающих в диапазоне от -60 до +150 °С.

ВНИИНП-207 и ВНИИНП-219 – смазки для подшипников качения электрических машин и стартер-генераторов с частотой вращения до 10000 мин-1 (рабочие температуры – -60...+200 °С).

ВНИИНП-231 – смазочный материал для закрытых червячно-винтовых механизмов, тихоходных подшипников качения и скольжения, резьбовых соединений. Представляет из себя нечто среднее между пластичными смазками и полутекучими пастами. Продукт работоспособен при остаточном давлении 666,5 Па и температурах от -60 до +250 °С.

Смазка ВНИИНП-246 предназначена для подшипников качения и маломощных зубчатых передач. Она характеризуется высокой термической стабильностью, низкой испаряемостью, хорошими противозадирными свойствами, морозостойкостью. Смазка работоспособна в вакууме до 1,3⋅10-4 Па и при температуре -60…+250 °С.

Еще одна смазка из разряда термостойких – Графитол. Область ее применения – высокотемпературные узлы трения (преимущественно, скольжения); горячие вентиляторы, петли и замки дверей сушильных камер, а также других индустриальных механизмов (рабочие температуры – -25...+160 °С).


Морозостойкие смазки


Детали, работающие при очень низких температурах (до -60 °С), нуждаются в морозостойких смазках.


В настоящее время в России изготавливаются десятки наименований таких материалов. Самое больше распространение получили EFELE SG-321, ЦИАТИМ-203, Лита, Зимол и пр.

EFELE SG-321 – cинтетическая (ПАО) морозостойкая смазка c отличными антикоррозионными свойствами.


EFELE SG-321


Она устойчива к смыванию водой и высоким нагрузкам, предназначена для долговременного смазывания:

  • Подшипников оборудования, работающего при низких температурах (до -55 °C)
  • Узлов трения, испытывающих высокие динамические нагрузки (в оборудовании металлургии, керамической, деревообрабатывающей, полимерной и других отраслей промышленности)
  • Деталей подъемно-транспортных машин
  • Других пар трения металл-металл

Смазка ЦИАТИМ-203 применяется для зубчатых и червячных передач редукторов, опор скольжения и подшипников качения, различных силовых приводов, винтовых пар, автомобильных узлов трения, механизмов, эксплуатируемых на открытых площадках.

Лита – это смазка для узлов трения машин, работающих на улице, механизмов переносного инструмента с электрическим или механическим приводом. Характеризуется высокой водостойкостью, хорошими консервационными свойствами, но низкой механической стабильностью (рабочие температуры – -50...+100 °С).

Зимол подходит для узлов трения любых типов транспортных средств и инженерной техники, эксплуатируемых в районах с особо холодным климатом (рабочие температуры – -50... +130 °С).


Химостойкие смазки


Для узлов оборудования и техники, эксплуатируемых в агрессивных средах, подходят далеко не все смазки. К ним предъявляются особые требования касательно химической стойкости, т.е. способности выдерживать воздействия кислот, щелочей, аминов, газов и пр.


Этим требованиям полностью отвечает синтетическая термо- и химически стойкая пластичная смазка EFELE SG-394 с пищевым допуском. Она создана на основе перфторполиэфира и политетрафторэтилена.


EFELE SG-394


Продукт подходит для:

  • Подшипников и направляющих машин термообработки, запаечного и упаковочного оборудования в пищевой промышленности (вафельных, ротационных, ярусных и туннельных печей, этикетировочных автоматов, линий жарки и т.п.)
  • Высокотемпературных узлов оргтехники и полиграфического оборудования (подшипников термовалов и термоэлементов лазерных принтеров, деталей склеивающих машин и т.п.)
  • Подшипников в мебельном производстве, работающих при высоких температурах и в контакте с агрессивными средами (например, в кромкооблицовочных станках)
  • Подшипников качения оборудования текстильной промышленности, работающих при высоких температурах (сушильно-ширильных машин, устройств паровой фиксации и т.п.)
  • Подшипников качения оборудования гофролиний, работающих при высоких нагрузках и температурах (гофропрессов, подогревателей)
  • Подшипников качения оборудования по переработке полимеров (термопластавтоматов, экструдеров, каландров)
  • Подшипников конвейеров, работающих при высоких температурах
  • Узлов трения трубопроводов по перекачке химически агрессивных сред

Другими смазками с заявленной химической устойчивостью являются ЦИАТИМ-205, семейство ВНИИНП, Криогель.

Область применения ЦИАТИМ-205 – резьбовые и контактные соединения, уплотнения, работающие в агрессивных средах. Смазка обладает высокой водостойкостью, отличными защитными свойствами, устойчива к воздействию концентрированных неорганических кислот, щелочей, аминов и гидразинов. Температурный диапазон ее работы – -60... +50 °С.

ВНИИНП-279 подходит для подшипников качения и скольжения, резьбовых соединений, разъемов, клапанов и других деталей, работающих в агрессивных средах. На открытом воздухе она работоспособна при температурах от -50 до +150 °С, в агрессивных средах – при -50... +50 °С.

ВНИИНП-280 и ВНИИНП-282 применяются для подшипников качения, резьбовых соединений, шпинделей, подвижных резиновых уплотнений, испытывающих агрессивные химические воздействия (в том числе газообразного кислорода).

ВНИИНП-294 и ВНИИНП-295 используется для сопряженных пар «металл-металл» и «металл-резина» в среде спиртов, глицерина, уксусной кислоты, аминов и гидразинов.

Смазка ВНИИНП-298 предназначена для стеклянных и металлических подвижных соединений, работающих в вакуумных установках и агрессивных средах. Продукт обладает высокой адгезий, термо-, морозо- и влагостойкостью, низкой испаряемостью. Смазка работоспособна в вакууме до 1,3x10-5 Па, выдерживает нагрев до +250 °С.

Криогель применяется в узлах трения арматуры, работающей в контакте с кислородом и другими газами, находящимися в жидком состоянии. Смазка имеет широкий рабочий диапазон температур: в резьбовых и неподвижных соединениях он составляет - 200...+200 °С, в узлах трения скольжения – -60...+200 °С.


Редукторные смазки (полужидкие)


Наиболее эффективным вариантов российской смазки для редукторов является EFELE MG‑211‑00.


Синтетический термо- и химически стойкий материал с пищевым допуском создан на основе перфторполиэфира и политетрафторэтилена. Он обладает высокой несущей способностью, высокими антикоррозионными свойствами, совместимостью с большинством пластмасс и эластомеров.


EFELE MG-211-00


В советское время редукторными смазками считались ЦИАТИМ-208, СТП-Л и СТП-3, ОЗП-1, Трансолы, Редуктол, СКП-М.

Область применения: тяжелонагруженные редукторы червячные и зубчатые передачи гусеничной техники. Водостойкая (Тр.-40...+70 °С).

СТП-Л (летняя) и СТП-3 (зимняя) – смазки для зубчатых передач тяговых редукторов тепловозов. Верхний предел рабочих температур у них одинаковый – +50 °С, нижний отличается: у СТП-Л – -5 °С, у СТП-З – -50 °С.

Сфера применения смазки ОЗП-1 зашифрована в ее названии – открытые зубчатые передачи мощных приводов вращающихся печей, кузнечно-прессового оборудования. Материал характеризуется высокими адгезионными, консервационными свойствами и водостойкостью.

Трансол-100 и Трансол-200 предназначены для червячных редукторов и мотор-редукторов, работающих с максимальными удельными нагрузками в зацеплении. Диапазон температур обеих смазок – -30...+130 °С.

Трансол-РОМ подходит для легко- и средненагруженных редукторов металлургического и другого промышленного оборудования. Смазка работоспособна при температуре -30... +90 °С (кратковременно до + 110 °С).

Редуктол используется в высоконагруженных редукторах промышленного (в том числе металлургического) оборудования, зубчатых зацеплениях тяговых редукторов локомотивов и мотор- вагонного подвижного состава. Смазка выдерживает температуры от -40 до +150 °С и контактные нагрузки в зубчатом зацеплении до 2,5 ГПа.

СКП-М применяется в средненагруженных зубчатых (цилиндрических и конических) редукторах с картерной системой смазки. Диапазон ее рабочих температур составляет -30...+100 °С.


Приработочные смазки


Самыми известными приработочными смазками являются ВНИИНП-225, ВНИИНП-232, Лимол.

Область применения ВНИИНП-225 – подвижные и неподвижные резьбовые соединения, тяжелонагруженные тихоходные узлы трения. Смазка работоспособна при разных температурах: -60... +250 °С (алюминиевые сплавы), -60… +350 °С (легированные стали), -40... +300 °С (малооборотные узлы трения).

ВНИИНП-232 и Лимол обычно используют для облегчения сборки, приработки и смазывания подшипников скольжения, шарниров зубчатых и винтовых передач, тяжелонагруженных тихоходных узлов трения, резьбовых соединений. Смазки не теряет своих свойств при температурах от -50 до +300 °С, обладают отличными противозадирными характеристиками.


Смазки для деталей электрооборудования


Для узлов электрических машин применяются следующие виды российских смазочных материалов:

  • ВНИИНП-242 – для подшипников качения судовых электрических машин горизонтального использования; работоспособна при температуре -30... +110 °С и влажности до 98 %
  • ЛДС-1 – для закрытых подшипников качения электродвигателей серии 4А, работающих при высоких и средних нагрузках; диапазон рабочих температур – -50... +120 °С
  • ЛДС-3 – для закрытых подшипников качения узлов трения электродвигателей серии А1 малошумного исполнения; снижает шум при работе электромашин, выдерживает от -50 до +120 °С
  • ЭШ-176 – для подшипников электрических машин горизонтального и вертикального исполнения, а также узлов оборудования целлюлозно-бумажной промышленности; диапазон рабочих температур – -25... +100 °С.
  • СВЭМ – для подшипников качения мощных судовых электрических машин; смазка обладает высокой механической, термической и антиокислительной стабильностью, хорошей морозостойкостью и низкой испаряемостью; недостатки – вызывает набухание резин и оказывает вредное воздействие на окрашенные металлические детали

Электроконтактные смазки


Среди материалов этого назначения выделяется Смазка для защиты электроконтактов EFELE. Она представляет собой синтетическую электроизоляционную смазку на основе диметилсилоксановой жидкости, загущенной специальными неорганическими компонентами и пакетом присадок.


Смазка для защиты электроконтактов EFELE


Смазка EFELE защищает клеммы автомобильных аккумуляторов и другие высоковольтные автокомпоненты, контакты реле, датчиков штепселей и розеток, разъемные и неразъемные электроконтакты.


ВНИИНП-248 предназначена для скользящих электрических контактов проволочных резисторов. Мягкий по консистенции материал обладает высоким удельным сопротивлением, хорошей морозо-, термо- и водостойкостью. Температурный диапазон его работы составляет -60... +200 °С.

ВНИИНП-502 подходит для слаботочных электрических контактов модульных переключателей. Смазка характеризуется устойчивостью к смыванию водой, высокой адгезией, механической стабильностью и консервационными свойствами.

Электра-1 применяется для скользящих контактов типа «кольцо-щетка» коллекторного узла вращающихся трансформаторов. Продукт обладает высокой термической стабильностью, хорошими противоизносными характеристиками, водостойкостью и большой срок службы при переходном сопротивлении менее 0,1 Ом.


Резьбовые смазки


Среди стандартных резьбовых смазок, разработанных еще советскими учеными, можно выделить Р-2 и Р-402. Область их применения – резьбовые соединения обсадных и насосно-компрессорных труб буровых скважин. Смазки обладают хорошей водо- и морозостойкостью, однако обе токсичны. Отличаются материалы своими рабочими температурами: Р-2 выдерживает от -30 до +50 °С, а Р-402 – от -50 до +200 °С.


Оптимальное соотношение цены и качества среди современных решений для резьбовых соединений демонстрирует медная смазка EFELE MP‑413.


Медная смазка EFELE MP-413 в разных фасовках


Резьбовая смазка на основе минерального масла включает мелкодисперсные порошки меди и графита, за счет чего характеризуется высокой несущей способностью и противозадирными свойствами. Диапазон рабочих температур материала составляет -20... +1100 °С.

Смазка образует на втулках, винтах, резьбовых, узловых и байонетных (штыковых) соединениях всех видов эффективную разделительную пленку, которая уменьшает момент их cтрагивания и предотвращает холодное сваривание.



Уплотнительные смазки


Самый современный пример эффективной уплотнительной смазки из России – EFELE SG-385. Cиликоновый компаунд с пищевым допуском NSF H1 совместим с большинством пластмасс и эластомеров, работоспособен во влажной среде, устойчив к смыванию холодной, горячей водой, слабокислотными, щелочными растворами и чистящими составами.

EFELE SG-385

Уплотнительная смазка EFELE обладает морозо- и термостойкостью (-40...+200 °С), хорошими герметизирующими свойствами, низкой испаряемостью и длительным сроком службы.



В число других российских смазок для дополнительной защиты и герметизации уплотнений входят:

  • ВНИИНП-291: смазка для герметизации кранов, находящихся в системах подачи хозяйственно-питьевой воды; обладает хорошей водостойкостью и коллоидной стабильностью, нерастворима в нефтепродуктах
  • Замазка вакуумная: применяется для разборных уплотнений в неподвижных соединениях вакуумных установок; устойчива к смыванию водой, но имеет небольшой диапазон рабочих температур (-10...+40 °С)
  • ЛЗ-162: смазка для прямоточных задвижек и пробковых кранов фонтанирующих нефтяных и газовых скважин при давлении в забое до 100 Мпа; растворима в углеводородах, но не растворима в воде
  • Насосная смазка: для сальниковых уплотнений нефтяных и грязевых насосов высокого давления; водостойкая, нерастворима в углеводородах, спиртах, глицерине и т.п.; диапазон рабочих температур – -20...+120 °С
  • Кранол: смазка для арматуры газовых магистралей, газораспределительных и компрессорных станций, работающих при давлении до 7,5 Мпа
  • Арматол-238: материал для герметизация запорных устройств устьевого нефтепромыслового оборудования нефтяных и газовых месторождений; слаборастворим в жидких и газообразных углеводородах, частично растворим в бензине

Индустриальные смазки


Большую группу российских смазочных материалов, которые начали выпускать еще в советское время, составляют так называемые индустриальные смазки. Они предназначены для обслуживания оборудования в самых различных отраслях – от легкой промышленности до металлургии. Назовем некоторые из них.

Смазка Униол-2М/2 широко распространена в металлургической и горно-обогатительной промышленности. С ее помощью обслуживаются узлы трения оборудования с системами централизованной подачи смазки. Продукт демонстрирует высокую термостойкость (до +160 °С), хорошие противозадирные характеристики и прокачиваемость, влагоупрочнение при хранении.

Смазка Прессол М предназначена для узлов трения кузнечно-прессового, а также другого средне- и тяжелонагруженного промышленного оборудования с централизованной системой подачи смазки. Диапазон ее рабочих температур составляет -20... +120 °С.

Сиол используется для скоростных подшипников электроверетен и нажимных валиков прядильных машин, работающих при частотах до 16000 об/мин. Смазка обладает высокой термо- и водостойкостью, удовлетворительными консервационными свойствами. Работоспособна при температурах от -20 до +120 °С.

ВНИИНП-273 применяется для подшипников качения и скольжения, шариковинтовых передач, реечных и винтовых приводов, резьбовых соединений, работающих в условиях воздействия радиации. Материал не теряет своих свойств при температурах -20... +120 °С.

Смазка ротационная ИР предназначена для узлов трения ротационных машин. Она работоспособна при температурах -15… +65 °С.

Омметтерма-2 и Омметсупертерма – смазочные материалы для подшипников качения металлургического и другого промышленного оборудования. Они устойчивы к воздействию воды и водяного пара, сохраняют свою консистенцию и свойства в диапазоне температур от -20 до +180 °С (кратковременно до +200 °С). Могут применяться в качестве закладных (консервационных).


Буровые смазки


В отдельную категорию выделяются российские смазочные материалы для бурильного оборудования.


Для шарошечных долот с негерметизированными опорами качения и скольжения предназначена смазки Долотол Н и Пластол. Обе обладают высокой механической, коллоидной и антиокислительной стабильностью, водостойкостью, противозадирными свойствами, работоспособностью при температурах от -20 до +130 °С.

Геол-1 наносится на поверхность бурильных труб и керноприемных устройств для высокооборотного геологоразведочного бурения. Водостойкий материал используется как противозадирная или консервационная смазка. Диапазон ее температур сравнительно небольшой – -10...+60 °С.


Автомобильные смазки


Универсальные смазки EFELE MG-211, EFELE MG-212, EFELE MG-213, EFELE MG-214 – идеальные материалы для обслуживания подшипников и других узлов трения автомобильной техники. Эти смазки уже неоднократно доказывали свою эффективность на практике и применяются в автопарках различных предприятий.

Одними из последних разработок компании «Эффективный Элемент» стали Смазка для подшипников ступиц EFELE и Смазка для карданных валов EFELE.


Смазки EFELE для подшипников ступиц и карданных валов


Смазка для подшипников ступиц EFELE применяется во всех типах ступичных подшипников автомобильной и специальной техники. Она обладает механической стабильностью, повышенной несущей способностью, устойчивостью к смыванию водой, высокими антикоррозионными и противоизносными свойствами.

Смазка для карданных валов EFELE используется для крестовин и шлицевых соединений карданных валов. Специальный пакет присадок с противозадирными компонентами обеспечивает защиту от износа и заклинивания в условиях высоких нагрузок. Смазка не вымывается водой и обеспечивает защиту от коррозии.

Кроме того, автовладельцам доступен Набор для обслуживания тормозной системы EFELE, в который входят все смазочные и очищающие материалы, необходимые во время замены колодок: смазка для направляющих суппортов (дозатор 15 г), смазка для тормозных колодок EFELE (2 дозатора 15 г) и очиститель тормозов EFELE (аэрозольный баллон 520 мл). Все эти средства можно купить и по отдельности.


Набор для обслуживания тормозной системы EFELE


Смазка для направляющих суппортов EFELE предназначена для снижения трения, предотвращения заклинивания поршня и направляющих суппорта. Она обеспечивает долговременную защиту пыльников, прокладок, уплотнений от растрескивания, воздействия воды и агрессивных сред; предотвращает прилипание и «прикипание» резиновых прокладок к металлическим элементам.

Смазка для тормозных колодок EFELE способствует снижению скрипа тормозных колодок во время эксплуатации, защищает их от воздействия агрессивных сред и развития коррозии, а также обеспечивает легкий процесс монтажа/демонтажа резьбовых соединений (например, колесных болтов или болтов выхлопной системы).

Очиститель тормозов EFELE CL-546 Spray позволяет быстро и безопасно произвести очистку тормозных механизмов от различных загрязнений и продуктов износа. Он удаляет нагар и смолянистые отложения, не разрушая при этом шланги, уплотнители и другие резиновые детали.



Среди других известных автомобильных смазок из России (а точнее, из СССР) – ШРУС-4 и Фиол-2У. ШРУС-4 – не что иное как аббревиатура главной области применения смазки – шарниров равных угловых скоростей полноприводных автомобилей. При это материал используется и в других узлах трения автомобилей. Диапазон его рабочих температур – -40...+120 °С.

Фиол-2У предназначена для игольчатых подшипников крестовин карданного вала автомобилей и другой наземной техники. Смазка демонстрирует высокую антиокислительную, механическую и коллоидную стабильности, хорошие противоизностные и противозадирные характеристики, водостойкость. Диапазон ее рабочих температур составляет -40... +120 °С.


Железнодорожные смазки


Так называемые железнодорожные смазки – разработка еще советских ученых. Среди самых известных и востребованных:

  • ЖРО: смазка для подшипников качения букс железнодорожных локомотивов, подшипников тяговых электродвигателей; обладает высокой водостойкостью, противозадирными характеристиками, без замены и пополнения обеспечивает 400 000 км пробега электровозов и тепловозов; работоспособна при температурах -40... +120 °С
  • Кулисная ЖК: смазка для гнезда трения кулисного механизма и соединения рессорного подвешивания; обладает невысокой водостойкостью, но хорошей адгезией; диапазон рабочих температур – -30...+80 °С
  • ЖТ-72: смазка для тормозной системы локомотивов; морозостойкая, не вызывает набухания резиновых уплотнений; работает при температурах от -60 до +120 °С.
  • ЖР: смазка для уменьшения бокового износа рельс на кривых участках пути и гребней бандажей колесных пар; растворима в воде, имеет низкую коллоидную стабильность; диапазон рабочих температур – -30...+80 °С

Морские смазки


Морские смазки используются для обслуживания механизмов кораблей, подводных лодок, прочих морских судов и гидросамолетов.

Смазочные материалы АМС-1 и АМС-3 предназначены для предотвращения коррозии деталей в условиях соленой воды, работоспособны при температурах -15... +65 °С (АМС-1) и 0... +75 °С (АМС-3).

Для подшипников качения и скольжения, непосредственно соприкасающиеся с морской водой, используется смазка МС-70. Она обладает высокой морозо- и водостойкостью, консервационными свойствами; обеспечивает работу механизмов в течение 10 лет.

Морозостойкие смазки МУС-3А и МЗ (до -50 °С) применяется в высоконагруженных узлах трения, работающих в контакте с морской водой. Их основные преимущества – хорошая коллоидная стабильность и возможность использования в качестве консервационных составов.


Авиационные смазки


Смазки для авиатехники должны отвечать определенному ряду требований. Особенно это касается их температурного диапазона работы и устойчивости к высоким нагрузкам.


Наиболее известные российские смазки для авиатехники:

  • Эра: предназначена для подшипников качения и скольжения, а также зубчатых передач систем управления самолетов; рабочие температуры – -60... +120 °С
  • Атланта: для узлов трения скольжения, игольчатых и винтовых механизмов, работающих при высоких знакопеременных нагрузках; смазка морозо- и водостойкая, работоспособная при остаточном давлении 666,5 Па и температурах от -60 до +150 °С
  • Сапфир (ВНИИНП-261): смазка для конических роликовых подшипников ступиц колес шасси летательных аппаратов; обладает высокой термостойкостью, механической и антиокислительной стабильностью, работоспособностью в диапазоне температур -40... +150 °С (кратковременно до +200 °С)
  • СЭДА: применяется для скоростных агрегатных слабонагруженных подшипников некоторых самолетов; отличается хорошей смазывающей способностью, низкотемпературными свойствами, слабой испаряемостью, удовлетворительной водостойкостью; может вызывать набухание резин на основе нитрильных и силоксановых каучуков
  • Свинцоль 01: смазка для тяжелонагруженных узлов трения некоторых самолетов и вертолетов; нерастворима в воде, токсичная, работает при температурах от -60 до +90 °С
  • НК-50: смазка для подшипников ступиц шасси самолетов; демонстрирует низкую водо- и морозостойкость (-15... +120 °С)

Канатные смазки и пропиточные составы


Канатные смазки, как следует из названия, используются для пропитывания стальных канатов различного назначения в целях их защиты от коррозии и износа.


Стальной канат


Канатная 39У применяется для рудничных и буровых канатов, тросов, подъемно-транспортных машин. Она обладает отличной водостойкостью, высокой адгезией к металлу, консервационными свойствами. Работает в диапазоне температур от -25 до +50 °С.

БОЗ-1 и Канатол используются при изготовлении стальных канатов. Они имеют хорошую адгезию, устойчивы к смыванию водой, защищают металл от изнашивания и коррозии.

Торсиол-35Э предназначена для смазывание стальных канатов различного назначения при их эксплуатации. Материал отличается своей водо- и морозостойкостью (-35...+50 °С).

Для пропитки органических сердечников стальных канатов общего назначения чаще всего применяют смазки Е-86 и ЛЗ-Е-91. Они обладает высокими адгезионными, антифрикционными и консервационными свойствами, а также водостойкостью. Диапазон рабочих температур обоих материалов – -35... +50 °С.


Консервационные смазки


Изделия из черных и цветных металлов при хранении, транспортировке или нахождении длительное время под открытым небом нуждаются в защите от коррозии. Для этих целей используются консервационные смазки.

Таких составов немало в ассортименте российских смазочных материалов.

Например, Пушечная смазка ПВК, которая давно и успешно используется для предотвращения ржавления, консервации металлических изделий и механизмов. Высокие адгезионные свойства позволяют ей удерживается на наклонных и вертикальных поверхностях, а благодаря водостойкости смазка служит долго. Диапазон ее рабочих температур составляет -50...+50 °С.

Полужидкая морозостойкая смазка ВНИИСТ-2 применяется для изоляция наземных трубопроводов. Она выдерживает до -60 °С.

ВТВ-1 выпускается как в виде пластичной смазки, так и в аэрозольной упаковке. Она предназначается для защиты клемм автоаккумуляторов от окисления, консервации металлических изделий и наружных поверхностей механизмов при транспортировке или длительном хранении. Материал демонстрирует высокую водо- и морозостойкость (до -40 °С), адгезионные и консервационные свойства. Аэрозольный состав применяется также для предохранения замков автомобилей от закисания.

Смазка ЗЭС предотвращает коррозию грозозащитных тросов и арматуры высоковольтных линий электропередач, механизмов, хранящихся и эксплуатируемых на открытом воздухе. Верхний предел ее рабочих температур – +80 °С.


В данной статье мы назвали далеко не все смазочные материалы российского производства – только те, которые были популярны несколько десятилетий назад и не утратили своей важности в наше время.


На смену составам, разработанным в СССР, постепенно приходят современные российские смазки – такие как EFELE. Они выгодно отличаются от известных зарубежных аналогов своей стоимостью и при этом не только не проигрывают им по набору эксплуатационных характеристик, но и опережают по некоторым параметрам.


Основные характеристики и сферы применения твердых смазок

Технологию твердой смазки реализуют антифрикционные твердосмазочные покрытия. В России их разработкой и производством занимается компания «Моденжи», расположенная в городе Брянске.

Они имеют значительные отличия от традиционных жидких и пластичных смазочных материалов – по технологии нанесения, необходимости полимеризации (в печи или при комнатной температуре), эксплуатационным характеристикам.

Покрытия MODENGY

Антифрикционные твердосмазочные покрытия создают на обработанных элементах устойчивый сухой слой, представляющий собой частицы твердосмазочных веществ (графита, дисульфида молибдена, политетрафторэтилена и др.), распределенные в ячейках матрицы связующих компонентов.

Твердые смазочные материалы (антифрикционные твердосмазочные покрытия) характеризуются низким коэффициентом трения (от 0,03), высокой несущей способностью, противозадирными, антикоррозионными, антиадгезионными свойствами, длительным сроком службы (могут выступать в качестве ресурсной смазки). 



Покрытия сохраняют свою работоспособность в широком диапазоне условий эксплуатации, в том числе в агрессивных, запыленных средах, в условиях радиации, вакуума, высоких нагрузок, больших и малых скоростей скольжения. За счет этого они получили широкое распространение в узлах оборудования большого количества отраслей промышленности.

Материалы MODENGY применяются в машиностроении, роботостроении, нефтегазовом оборудовании, арматуростроении, авиастроении, автомобилестроении, компрессоростроении, полимерной промышленности, в медицинском и упаковочном оборудовании, энергетике, железнодорожной и сельскохозяйственной технике, атомной промышленности и других отраслях производства.


Сухие адаптивные смазочные материалы

Сухие адаптивные смазочные материалы представляют собой смеси растворителей, ультрадисперсных твердых смазочных веществ и функциональных добавок. Они характеризуются повышенной проникающей способностью, низким коэффициентом трения, высокими несущей способностью, адгезией и противозадирными свойствами, химостойкостью.

После нанесения материалов на обрабатываемых поверхностях образуется эффективный слой сухой смазки. Частицы твердосмазочных веществ не распределяются в матрице связующего, за счет чего могут переносится с одной поверхности на другую, заполнять глубокие впадины.

В России такие материалы производит компания "Моденжи". Они получили название MODENGY A-MOLY и MODENGY A-FLON .

Сухие адаптивные смазочные материалы

Они наносятся методом распыления, для удобства применения составы фасуются в аэрозольные баллоны с тонкой трубочкой для точечного нанесения.

Применение сухих адаптивных материалов особо актуально на деталях, шероховатость поверхности которых велика, для облегчения прессовой посадки, посадки с натягом с сохранением поверхности деталей без задиров, в труднодоступных местах.

Возврат к списку