Обзор российских морозостойких смазок

Обзор российских морозостойких смазок

Обзор российских морозостойких смазок

Чтобы обеспечить оптимальное рабочее состояние узлов того или иного оборудования необходимо смазывать их специальными материалами.

Действие смазочных материалов главным образом направлено на решение следующих задач:
  • Снижение интенсивности трения и износа узлов и отдельных деталей
  • Защита соприкасающихся поверхностей от загрязнения извне
  • Предотвращение появления атмосферной коррозии на металлических деталях
  • Отвод тепла из мест контакта поверхностей
  • Уменьшение шумов и гашение вибрации в процессе эксплуатации оборудования

Разделительный смазочный слой, создаваемый в ходе работы механизма между 2-мя контактирующими поверхностями, не позволяет деталям соприкасаться (режим гидродинамического трения, илл. 1). Тем самым он защищает их от изнашивания. 

Когда разделительный слой смазки неэффективен или полностью отсутствует, механизмы работают в граничном (смешанном) режиме трения (илл. 2).

 reg-smaz-1.png

Илл. 1. Гидродинамический режим трения

 reg-smaz-2.png

Илл. 2. Граничный режим трения


В целях обеспечения режима гидродинамического трения необходимо провести комплексный анализ параметров эксплуатации узла (скорость, температура внешней и рабочей сред, нагрузка и др.) и выбрать наиболее подходящую смазку для конкретного случая.

Так,  если трущиеся поверхности перемещаются со скоростью < 0,7 м/с, целесообразно использовать материалы, в состав которых входят твердые смазочные вещества. Жидкие смазки (масла) применяются при скоростях 0,5 м/с и более. Применение пластичных смазочных материалов оптимально для скоростей 0,4…2,5 м/с. Множество узлов и механизмов работает именно в этом скоростном диапазоне, что объясняет высокую популярность пластичных смазок. Смазочные материалы этого типа способны функционировать в условиях, в которых жидкие смазки теряют свою эффективность.

lineika-skorostey1.png

Илл. 3. Применение смазочных материалов различных видов


Пластичные смазки активно применяются при сервисном обслуживании:
  • Промышленного оборудования
  • Сельскохозяйственной и дорожной спецтехники
  • Автотранспорта и т.д.
Конструкция систем смазки для пластичных смазочных материалов отличается своей простотой. Однако при этом их техническое обслуживание и ремонт достаточно трудоемки. Пластичные смазочные материалы благодаря своему составу надежны и эффективны при частых пусках и остановках работы оборудования. Такие материалы обладают высокой несущей способностью, эффективно демпфируют вибрацию, обеспечивают герметичность точек смазки, снижают уровень шума и т. д.   

Основными компонентами в составе пластичных смазок являются: базовое масло (70…95 % состава) и загуститель (до 30 % состава). Последний образует структурный каркас, задача которого удержать масло и не дать ему вытечь.

В роли загустителя могут выступать мыла, пигменты, жирные соли мягких металлов, парафины. Эти вещества содержат металлы, которые и определяют, к какому виду относится та или иная пластичная смазка (литиевая, кальциевая, натриевая и др.)

Чтобы повысить рабочие характеристики материала его состав усиливают различными добавками и присадками. Именно они определяют ряд важных свойств пластичных смазок.

Температура эксплуатации узлов трения – один из важнейших параметров, на который нужно ориентироваться при выборе смазочного материала для технического обслуживания или ремонта. Часто оборудование эксплуатируется в обычных условиях и в этом случае для смазывания его узлов идеально подойдут литиевые пластичные составы на минеральной основе. Они отличаются высокой устойчивостью к воздействию воды и способны работать в диапазоне температур 30…+120 °C. Стоимость таких смазок относительно невысока.

В то же время морозные русские зимы приводят к тому, что во многих регионах нашей страны транспорт и оборудование, работающие на открытом воздухе, подвергаются воздействию весьма низких температур (от -40 °С и ниже). В таких же условиях работает холодильная и морозильная техника на промышленных предприятиях. Диапазон рабочих температур пластичной смазки зависит от вязкости базового масла.

Однако она не является постоянным параметром и варьируется при изменении температуры окружающей среды. Так, в условиях сильных морозов происходит загустевание масел, что в дальнейшем не позволяет смазке проникать в места трения, а значит, она не может смазывать и защищать контактирующие поверхности от износа. Вместе с тем, низковязкостные базовые масла в составе пластичных смазок даже при невысоких температурах способствуют разжижжению консистенции материала. Это неминуемо приводит к вытеканию смазки из узла.

snow.jpg

Илл. 4. Снегоуборочная техника


Для обеспечения оптимальной работы оборудования при низких температурах необходимо применять морозостойкие составы. Они производятся на базе специальных минеральных масел и синтетических ингредиентов.



Благодаря тому, что полиальфаолефиновые, диэфирные, силиконовые и другие подобные соединения характеризуются малым изменением вязкости, они легко проникают в зону контакта поверхностей даже при морозах и не отслаиваются от загустителя под действием высоких температур.   

Эти так называемые морозостойкие смазки широко применяются в промышленном оборудовании, работающем в условиях сильного холода, а также авто- и спецтехники, которая эксплуатируется под открытым небом в суровом климате (например, на Крайнем Севере). В отличие от традиционных смазок, такие материалы не теряют своих эксплуатационных свойств при очень низких температурах (до -50 °С).

Однако не только характеристики материала, но параметры смазываемого узла (его тип, мощность и т. п.) влияют на значение нижнего предела рабочих температур. Так, превосходно работая в высокоскоростных устройствах с малыми мощностями, морозостойкая пластичная смазка может быть малоэффективна при обслуживании элементов шасси в строительной спецтехнике. Бывают ситуации, когда смазки, которые не являются морозостойкими, достаточно эффективны при техобслуживании мощных механизмов, работающих при температурах до -50 °С.

Производители пластичных смазочных материалов различными способами стремятся повысить качество выпускаемой продукции. При изготовлении смазок в настоящее время используется современная мощная техника и новейшие технологии.

До недавних пор лидерство по производству низкотемпературных смазок было за Соединенными Штатами Америки. Именно там была создана первая пластичная смазка, которая предназначалась для работы в Арктике и на Аляске в условиях суровых морозов.

В СССР разработкой морозостойких смазочных материалов занимались специальные научно-исследовательские институты (НИИ). На сегодняшний день в России такая функция возложена на крупные производственные и научно-исследовательские компании.

При разработке российских морозостойких смазочных материалов в большей мере идет ориентирование на особенности климата в разных регионах нашей страны. Низкотемпературные смазки отечественного производства активно применяются в промышленных сферах и в настоящее время конкурентоспособны по отношению к зарубежным материалам.

Наиболее популярные морозостойкие смазки российского производства представлены в таблице 1.

Таблица 1. Российские морозостойкие смазки

Наименование продукта

Описание

ЦИАТИМ-201

Эта низкотемпературная смазка выпускалась в СССР для промышленных предприятий. Она подходит для применения в легконагруженных узлах трения.

ЦИАТИМ-203

В числе применений этой морозостойкой смазки узлы автотранспорта, опор качения и скольжения, зубчатых передач, силовых приводов и редукторов (в т. ч. червячных). Кроме того, смазка хорошо подходит для использования в авиатехнике.

ЦИАТИМ-221

Силиконовая морозостойкая смазка для применения в узлах автомобильного транспорта.

Зимол

Морозостойкая смазка, аналог Литол-24.

Лита

Многоцелевая низкотемпературная смазка, обладающая хорошей водостойкостью и произведенная на основе веретенного масла и церезина 80. По многим характеристикам она аналогична таким продуктам, как зимол и ЦИАТИМ-201. Однако антикоррозионные свойства литы гораздо выше, а испаряемость меньше.

ВНИИ НП-254 (Атланта)

Эта низкотемпературная пластичная смазка содержит в своем составе металлоплакирующие наполнители. В спектр применений смазочного материала входят: игольчатые и винтовые механизмы, узлы трения скольжения, функционирующие под действием высоких динамических нагрузок.

МС-70

В этой мыльно-углеводородной пластичной смазке в качестве загустителя используются бариевые и алюминиевые мыла, усиленные церезином. Этот смазочный материал отлично работает в механизмах, которые контактируют с морской водой. Кроме того, МС-70 применяется в узлах сухопутной техники, где необходимы высокие защитные характеристики и устойчивость к низким температурам.

МУС-3А

Пластичная смазка, состав которой включает в себя минеральное масло, стеарины алюминия и бария, а также церезин в качестве добавки. Материал в основном применяется для смазывания тяжелонагруженных узлов трения, которые работают при наличии морской воды.

ГОИ-54п

Пластичная смазка, изготовленная на базе минерального масла с невысокой вязкостью, церезина и антиокислительного наполнителя. Используется ГОИ-54п для консервации и смазывания легконагруженных узлов трения.

EFELE SG-311

Морозостойкий пластичный смазочный материал, компонентную основу которого составляют полиальфаолефиновое масло и литиевое мыло. EFELE SG-311 обладает совместимостью как с пластмассами, так и резинами. Смазка используется при обслуживании подшипников качения, работающих на высоких скоростях (например, в вентиляторах); редукторов управления и приводов. EFELE SG-311 также используется для смазывания узлов автотранспорта (замков, тросов управления, подшипников генераторов, приводов стеклоподъемников, зубчатых зацеплений стартера и т. д.) и станочного оборудования по обработке металла и древесины, а также иных узлов трения, которые работают при низких температурах (до -60 °С) и/или на высоких скоростях.

EFELE SG-321 Морозостойкая синтетическая пластичная смазка, изготовленная на базе ПАО-масла, загущенного сульфонатом кальция. EFELE SG-321 предназначена для обслуживания подшипников, работающих при низких температурах до -55 °С, узлов подъемно-транспортных машин, узлов и механизмов оборудования, которые работают под воздействием очень тяжелых нагрузок.

Морозостойкие смазки EFELE SG-311 и EFELE SG-321 появились на российском рынке не так давно. Они выгодно отличаются от более известных зарубежных аналогов своей стоимостью и при этом не только не проигрывают им по набору эксплуатационных характеристик, но и опережают по некоторым параметрам.

Возврат к списку