Морозостойкая смазка. Какую выбрать и для чего она нужна?

Морозостойкая смазка. Какую выбрать и для чего она нужна?

Морозостойкая смазка. Какую выбрать и для чего она нужна?
Смазочные материалы без преувеличения можно назвать конструкционными элементами любого механизма. В процессе работы они создают разделительный слой, который предотвращает прямой контакт между взаимодействующими поверхностями и защищает их от преждевременного истирания. Помимо этого смазочные материалы выполняют ряд важных функций:
  • снижают трение и износ
  • защищают сопряженные поверхности от абразивных твердых частиц
  • отводят тепло из зоны трения
  • снижают шумы и вибрации в процессе работы механизмов
  • защищают от коррозии

Но существуют такие условия, где традиционные масла и смазки неэффективны, например, при низких температурах. Использование неподходящих смазок повышает износ, так как на морозе снижается текучесть базовых масел и материалы загустевают. При этом возрастает усилие на сдвиг для корректного запуска и работы механизмов.

Для обеспечения работы оборудования при низких температурах применяют специальные морозостойкие смазки.
Морозостойкость смазки определяется вязкостью и индексом вязкости базового масла. Низковязкие масла при отрицательных температурах становятся более густыми, а масла с меньшей вязкостью в таких условиях имеют низкую несущую способность. Индекс вязкости показывает изменение вязкости масла при понижении или повышении температуры. Масла с высоким показателем индекса вязкости дольше сохраняют консистенцию.

Морозостойкие смазки изготавливают на основе специальных минеральных или синтетических масел. Силиконы, диэфиры, полиальфаолефины и прочие синтетические компоненты при изменении температуры практически не меняют свою вязкость. Смазки, изготовленные на основе таких компонентов способны свободно поступать в зону трения при отрицательных температурах, а синтетические компоненты лучше удерживаются загустителем при высоких.

Такие материалы выделяют в отдельную группу – морозостойкие смазки.

Морозостойкая смазка EFELE SG-311 – оптимальное решение для низких температур!

Синтетическая морозостойкая смазка EFELE SG-311 эффективно работает при низких температурах до -50 °С под воздействием высоких скоростей и совместима с эластомерами и пластмассами.

EFELE SG-311 выгодно отличается от аналогичных материалов:
  • Морозостойкость до -50 °С
  • Высокие антикоррозионные свойства
  • Длительный срок службы
  • Совместима с большинством пластмасс и эластомеров
  • Работает при высоких скоростях
  • Устойчива к смыванию
  • Обладает высокой
  • Имеет малое сопротивление сдвигу при отрицательных температурах


Узнать подробности


Где используют морозостойкие смазки?

Морозостойкие смазки преимущественно используются в условиях, где преобладают отрицательные температуры, например, в северных широтах или на производстве, где необходим холод. Такие материалы, по сравнению с традиционными, обладают улучшенными характеристиками и работают при температурах до -50 °С.

Важно понимать, что нижняя температурная граница для каждого конкретного случая зависит не только от свойств смазки. Она зависит и от типа узла и мощности механизмов, которые также влияют на минимальные температуры применения.


Примеры применения морозостойкой смазки в автомобиле
 
К примеру, морозостойкая смазка, хорошо работающая в элементах шасси строительной техники, может быть совершенно неэффективной для смазывания высокоскоростных устройств малой мощности. А смазки, не относящиеся к морозостойким, могут достаточно хорошо работать в мощных механизмах при температурах до -50 °С.

В техническом описании пластичных смазок производители указывают нижнюю границу рабочих температур. Но это значение приблизительное. Практика применения смазок показывает, что материалы способны работать и при более низких температурах.

Методы определения такого показателя также различаются, так как многие из них используются в России и закреплены в западных стандартах. Такое положение вещей ведет к путанице в оценке реального значения нижних границ температуры, при которых та или иная смазка может работать.

Например, при испытаниях одной из отечественных смазок по стандарту DIN 51805 ее нижний предел рабочих температур составил -18 °С, тогда как при измерениях по ГОСТ это значение равнялось -40 °С.

Отечественные и зарубежные морозостойкие смазки

Пластичных смазок, в том числе и морозостойких, выпускается огромное количество. Производители регулярно повышают их качество, применяя в процессе разработки передовые технологии, современное оборудование и системы контроля рабочих свойств материалов.

До недавнего времени лидером по производству таких смазок считались США. Самая первая смазка, отличавшаяся морозостойкостью, была разработана для применения на Аляске и в Арктике.

В России морозостойкие смазки начали разрабатываться в советское время в специальных НИИ. Сегодня крупные отечественные производственные и научно-исследовательские компании продолжают разработку и улучшение таких материалов. Отличительной чертой российских морозостойких смазок является их адаптация под особенности местного климата

В настоящее время на отечественных предприятиях применяется более 10 морозостойких смазок российского производства: ЦИАТИМы-201, 203, 221, ГОИ-54п, МУС-3А, МС-70, Лита, Зимол, ВНИИ НП-254, EFELE SG-311  и другие. Все они отлично работают при низких температурах и обладают теми или иными дополнительными свойствами.

Возврат к списку