Что такое литиевые смазки? Применение

Что такое литиевые смазки? Применение

Литиевые смазки
Благодаря универсальности, доступности и невысокой стоимости литиевые пластичные смазки стали одним из самых востребованных видов смазок.

Рекомендации о необходимости использовать именно этот вид материалов можно услышать не только на производстве, но и в небольших мастерских, автосервисных центрах.

Что же такое литиевые смазки и где их можно использовать? Ответ на эти вопросы мы постараемся дать в этой статье.

Главные компоненты любых пластичных смазок – это базовые масла и загустители. Загуститель образует своеобразный структурный каркас, который удерживает в себе базовые масла. Кроме них в состав могут входить ингибиторы, противозадирные, антиокислительные и другие присадки, а также твердосмазочные наполнители, например, медный порошок, политетрафторэтилен (ПТФЭ), дисульфид молибдена и т.д.

В качестве загустителей обычно используются мыла – соли жирных кислот лития, кальция, алюминия, натрия и других металлов. Тип пластичной смазки может определяться по типу загустителя.


Литиевые смазки

Так, смазки, в качестве загустителя в которых используются простые или комплексные соли жирных кислот лития, получили общее название – литиевые смазки.

Пионером в области разработки этих материалов стал американский инженер Кларенс Э. Эрл. Он впервые создал смазку на основе простого литиевого мыла. Патент США № 2274675 от 3 марта 1942 года на это изобретение положил начало новой эпохи в индустриии смазочных материалов.

Зная тип загустителя, можно определить область применения, многие свойства и характеристики материала.  От вида используемого мыла зависят рабочий диапазон температур механическая стабильность, температура каплепадения, водостойкость.

Современные смазки с литиевым загустителем могут быть изготовлены на основе различных типов базовых масел, простых или комплексных загустителей. Литиевое мыло –один из самых дешевых загустителей, поэтому и смазки на их основе – недорогие. В то же время, смазки на литиевом мыле обладают высокими эксплуатационными характеристиками и могут быть использованы в большинстве узлов оборудования при обычных режимах эксплуатации.


Более 70 % смазок на современном рынке смазочных материалов являются литиевыми. Спрос на них во всем мире остается стабильно высоким. 


Преимущества

По сравнению с пластичными смазками, изготовленными на мылах других щелочных металлов, литиевые имеют ряд преимуществ.

Они характеризуются более высокой, чем у натриевых материалов, водостойкостью. Их термостойкость выше чем у натриевых и кальциевых смазок, обладают отличной механической стабильностью.

Главными преимуществами литиевых смазок являются универсальность применения и многофункциональность.

В настоящее время производители выпускают широкий ассортимент литиевых пластичных смазок. Такие материалы изготовлены на основе высококачественных минеральных, полусинтетических и синтетических масел, содержат различные присадки и твердосмазочные наполнители.

Тщательно подбирая состав, можно получить материалы для решения большинства задач, встающих как перед крупными промышленными предприятиями, так и перед небольшими сервисными компаниями.

Смазочные материалы на базе простых или комплексных литиевых мыл, характеризуются свойствами, которые способны удовлетворить потребности самых взыскательных клиентов. Именно поэтому современные литиевые смазки применяются в узлах практически любого оборудования, работающего в обычных режимах эксплуатации во всех климатических зонах при любых погодных условиях.


Классификация

По составу базовых масел литиевые смазки делятся на минеральные, полусинтетические и синтетические. По типу загустителя они бывают простые и комплексные.

Минеральные смазки изготовлены на базе нефтяных масел.
Эти материалы дешевле полусинтетических и синтетических продуктов, но они обладают высокими эксплуатационными свойствами. Диапазон рабочих температур большинства минеральных литиевых смазок составляет в среднем -30 °С...+140 °С. Эти смазки применяют для обслуживания механизмов и узлов  со среднестатистическими условиями эксплуатации.

Нефтяные масла действуют агрессивно по отношению к некоторым видам пластмасс и эластомеров. Это накладывает ограничения на сферу применения минеральных смазок – перед использованием в узлах с парами трения "металл-пластмасса" или "металл-резина" рекомендуется провести тест на их совместимость с конструкционными материалами.

В качестве базового масла для полусинтетических литиевых смазок используются смеси, состоящие из нефтяных и синтетических материалов. По уровню эксплуатационных свойств и по стоимости такие смазки занимают промежуточное положение между минеральными и синтетическими.

В составе синтетических литиевых смазок в качестве базовых масел используются искусственно созданные составы. Синтетические масла инертны по отношению к пластмассам и резинам. Они имеют более стабильные характеристики, работают при более высоких температурах. Срок их службы так же выше, чем у минеральных или полусинтетических продуктов. 

Несмотря на то что практически все синтетические масла, использующиеся в качестве базовых, были впервые получены почти 100 лет назад, они до сих пор имеют сравнительно высокую стоимость. Поэтому доля синтетических литиевых смазок на современном рынке составляет лишь небольшую часть от общего объема смазочных материалов.


Среди синтетических литиевых смазок наибольшим спросом пользуются материалы на основе силиконовых, эфирных и полиальфаолефиновых (ПАО) масел.


Силиконовые смазки

Силиконовые литиевые пластичные смазки в качестве основы используют силиконовые масла, которые дают материалам следующие свойства и преимущества:
  • широкий диапазон рабочих температур
  • отличную адгезию к поверхностям
  • высокие диэлектрические свойства
  • химическая стойкость и инертность
  • минимальный коэффициент трения
  • водостойкость
  • длительный срок эксплуатации

Кроме того, смазки на силиконовой основе не оказывают вредного воздействия на здоровье человека

Из недостатков можно упомянуть тот факт, что литиевые силиконовые смазки обладают невысокой несущей способностью.


Эфирные смазки

Смазки с литиевым загустителем, изготовленные на основе синтетических эфирных масел, характеризуются способностью работать при очень высоких скоростях. Если у обычных литиевых смазок фактор скорости Dn лежит в пределах 300-500 мм⋅об/мин, то у эфирных смазок он достигает 1300000 мм⋅об/мин и выше.

Дополнительные преимущатсва эфирных литиевых смазок:

  • устойчивость к смыванию водой 
  • высокие антикоррозионные свойства
  • долгий срок эксплуатации

Кроме того, эфирные смазки эффективно снижают шум в механизмах.


Полиальфаолефиновые смазки

Литиевые смазки на полиальфаолефиновом (ПАО) масле имеют сравнительно небольшую стоимость и являются одними из наиболее востребованных среди синтетических смазок.

Использование базовых ПАО-масел обеспечивает смазкам следующие достоинства:
  • более низкие границы рабочих температур
  • термостабильность
  • отличные антикоррозионные свойства
  • стойкость к окислению 
  • больший индекс вязкости 
  • невысокая коксуемость


Комплексные смазки

Если в качестве загустителя используется не одна, а еще дополнительно несколько видов мыл (например, литиевую соль адипиновой или уксусной кислоты), то такие материалы называются комплексными литиевыми смазками.

Смазки на комплексном литиевом загустителе, по сравнению с простыми литиевыми, имеют более  широкие границы рабочих температур. В зависимости от базового масла может составлять от -50 до +230 °С. Комплексные смазки обладают улучшенной водостойкостью и механической стабильностью, уменьшенным маслоотделением.

Область их применения – станкостроение, оборудование текстильной промышленности, узлы автомобильной техники и в других отраслях.

Литиевые смазки EFELE

Компания "Эффективный Элемент" производит широкий ассортимент литиевых смазок различных видов. Они не уступают по качеству аналогам мировых брендов, а по некоторым параметрам превосходят их.

Минеральные литиевые пластичные смазки EFELE представлены многоцелевыми  смазками EFELE MG-214EFELE MG-211 (с противозадирными присадками), EFELE MG-212 (с дисульфидом молибдена). Эти материалы изготовлены на простом загустителе и остаются эффективными при температурах от от -40 °С до +120 °С. Их стоимость ниже, чем у аналогичных полусинтетических или синтетических материалов.  

Пластичная смазка EFELE MG-213  с противозадирными присадками также входит в группу минеральных, но она изготовлена на литиевом комплексе. Это позволяет применять ее при температурах вплоть до +160 °С.

Синтетическая литиевая смазка EFELE SG-311 изготовлена на полиальфаолефине. Благодаря синтетической основе она совместима с пластмассами и эластомерами и применяется для обслуживания узлов даже при сильных морозах (до -50 °С) и высоких скоростях.


Применение

Cмазки на литиевом мыле применяются для смазки подшипников, направляющих, шарниров, зубчатых передачах и других узлов трения автомоторанспорта, гусеничных транспортных средств, сельскохозяйственной, дорожно-строительной техники, судовых механизмов и механизмов различного промышленного оборудования.

При наличии в составе материала противозадирных присадок смазки можно использовать в аварийных ситуациях, предотвращая усиленный износ или выход из строя мехаанизмов. Они применяются в узлах ходовой части автомобилей, в подшипниках вентиляторов и электродвигателей, в направляющих и шариков-винтовых передачах металлообрабатывающего оборудования, в узлах конвейеров, сталелитейного, горно-добывающего, цементного  оборудования.

Введение в состав смазок дисульфида молибдена дает им повышенную несущую способность, что позволяет применять их не только в обычных условиях эксплуатации, но и при обслуживании узлов трения тяжелой техники, высоконагруженных подшипников общепромышленного назначения, а также други узлов, работающих при высоких нагрузках и воздействии пыли.

Комплексные литиевые смазки с пакетом присадок можно применять для автотранспортных средств, специальной техники, промышленного оборудования, работающего при повышенных нагрузках и температурах.

Синтетические смазки на литиевой основе имеют высокий индекс вязкости. Они могут использоваться как в обычных условиях, так и при более низких температурах и более высоких скоростях не только для металлических, но и для пластиковых деталей. Их применяют для обслуживании общепромышленного оборудования, транспортной техники, узлов трения точных механизмов и приборов; офисной техники.



Заключение


Использование простых и комплексных литиевых смазок не ограничивается приведенными примерами. В зависимости от предъявляемых требований они  позволяют эффективно решать большинство задач при ремонте и обслуживании транспорта и оборудования в любой климатической зоне и в любой отрасли промышленности.


Возврат к списку