Антифрикционные покрытия в нефтегазовом оборудовании – эффективное решение повышения ресурса деталей и узлов

Антифрикционные покрытия в нефтегазовом оборудовании – эффективное решение повышения ресурса деталей и узлов

Антифрикционные покрытия в нефтегазовом оборудовании – эффективное решение повышения ресурса деталей и узлов
  1. Условия работы нефтегазового оборудования и проблемы, возникающие при его эксплуатации
  2. Смазочные материалы для нефтегазового оборудования
  3. Антифрикционные покрытия: технология работы
  4. Применение антифрикционных покрытий в нефтегазовой промышленности

Условия работы нефтегазового оборудования и проблемы, возникающие при его эксплуатации

Нефтегазовое оборудование работает в экстремальных режимах, связанных с высоким давлением, перепадами температур и агрессивной средой. Эти условия могут вызвать износ и повреждения оборудования, что может привести к авариям и небезопасным условиям работы.

Интенсивная эксплуатация, длительное простаивание, неправильные транспортировка и хранение, работа в агрессивных условиях могут привести к сбоям в работе дорогостоящего оснащения.

Одной из основных проблем является коррозионное разрушение деталей, эксплуатируемых при прямом контакте как с сырьем, так и с растворами для его добычи.

Также специалисты отмечают, что их работу затрудняет образование задиров и закусываний на резьбовых частях насосно-компрессорных, бурильных, обсадных труб, муфт и других резьбовых элементах.

Для обеспечения длительной работоспособности и штатной эксплуатации оборудования необходимо проводить тщательное и своевременное техническое обслуживание, использовать качественные и подходящие конструкционные материалы, а также смазки для снижения трения.


Поиск наиболее эффективных решений по снижению трения, защите от влияния агрессивных сред и коррозии является одной из наиболее актуальных задач в нефтегазовой сфере, так как от этого напрямую зависит ресурс и надежность работы механизмов.


Это касается всего спектра используемого для добычи углеводородов оборудования – от крепежных изделий до высокотехнологичного внутрискважинного оборудования.


Смазочные материалы для нефтегазового оборудования

Долгое время при сборке и эксплуатации нефтегазового оборудования применялись только пластичные смазочные материалы – резьбовые и консервационные смазки.

Они позволяют повысить ресурс оборудования и облегчить его монтаж, однако имеют целый ряд недостатков.

Традиционные смазочные материалы:

  • Требуют обновления при каждой сборке оборудования и после продолжительного хранения
  • Неудобны в нанесении
  • Притягивают пыль и грязь, стимулируя дополнительный износ деталей
  • Перестают выполнять функции при низких температурах, высоких контактных давлениях, воздействии агрессивных сред
  • Загрязняют окружающую среду

Со временем удалось найти альтернативу таким материалам, лишенную всех указанных недостатков. Ей стали антифрикционные покрытия.


Антифрикционные покрытия: технология работы

Антифрикционные покрытия – это твердые смазочные материалы, которые до отверждения в печи или на воздухе представляют собой жидкости.

В составе материалов содержатся связующие смолы, твердые смазочные порошки, растворители, добавки.

Связующее вещество выступает в роли каркаса. После отверждения покрытия оно образует матрицу, ячейки которой заполняют твердые смазочные порошки. Растворитель в процессе полимеризации испаряется из состава.

В покрытиях чаще всего используется дисульфид молибдена – это природный минерал, который в виде высокодисперсного порошка обладает отличными смазочными, разделительными свойствами. Он эффективно работает и самостоятельно в порошкообразной форме, однако в составе покрытий он получает более широкие области применения.

Также в составе покрытий применяют политетрафторэтилен, известный как тефлон, графит, дисульфид вольфрама и другие компоненты.

Покрытие заполняет все неровности рельефа поверхности детали, увеличивая ее опорную площадь и несущую способность.

Твердосмазочная пленка обладает большим сопротивлением сжатию и малым – сдвигу.

Антифрикционные твердосмазочные покрытия производятся компанией «Моденжи».

Покрытия не только эффективно снижают трение, но и, в зависимости от марки, защищают от коррозии до 1000 часов при ускоренных испытаниях в соляном тумане по ISO 9227, предотвращают образование асфальтосмолопарафиновых отложений, изолируют металл от контакта с агрессивными жидкостями, предотвращают образование задиров и повреждений.


Все покрытия характеризуются широким диапазоном рабочих температур, высокими противозадирными свойствами и несущей способностью, обеспечивают ресурсное смазывание деталей – не требуют обновления, технологично наносятся на детали.


Применение антифрикционных покрытий в нефтегазовой промышленности

Так называемая «бессмазочная» технология, которую реализуют антифрикционные покрытия, получила очень широкое распространение в резьбовых соединениях труб – насосно-компрессорных, бурильных, обсадных, на муфтах, переходниках и тд.

Резьбовые части нуждаются в защите от коррозии, предотвращении задиров и заедания при скручивании.

Чтобы облегчить монтаж и увеличить его скорость, обеспечить смазывание на многократные циклы свинчивания-развинчивания, на ниппельные концы труб наносятся покрытия MODENGY 1001 и MODENGY 1002.

Причем MODENGY 1001 применяется в резьбовых соединениях, изготовленных из нержавеющей стали, и исключает последующее нанесения смазок.

MODENGY 1002 обладает высокими антикоррозионными свойствами, поэтому применяется на деталях, подверженных коррозионному разрушению, выступая эффективной альтернативой фосфатированию. Также покрытие может использоваться в качестве «подсмазочного» слоя перед нанесением резьбоуплотнительных и других смазок.


Твердосмазочное покрытие MODENGY 1002 на резьбе НКТ


Данные покрытия нашли широкое применение на ниппельных концах труб за счет высокой эффективности и способности быстро отверждаться без нагрева.

А на муфты, которые не обладают такой длиной и легко помещаются в печь, наносятся покрытия MODENGY 1014 и MODENGY 1005, которые полимеризуются при нагреве. Они отличаются более высокими антикоррозионными свойствами.


Химостойкие покрытия – одни из самых эффективных средств для защиты внутрискважинного оборудования от агрессивных сред. Они изолируют металл от контакта с углеводородным сырьем, жидкостями для добычи нефти и газа.


Высокой химостойкостью обладает покрытие на основе политетрафторэтилена и дисульфида молибдена MODENGY 1014. Оно успешно применяется в оборудовании для гидравлического разрыва пласта.


АТСП MODENGY 1014 на деталях оборудования для ГРП


Покрытие наносится для защиты от химической коррозии, износа при подаче кислотосодержащей жидкости для гидроразрыва пласта с керамическим песком, снижения усилий при регулировании положения механизмов оборудования.

Для обеспечения безопасной добычи сырья обязательно используется комплекс противовыбросового оборудования, основой которого является превентор, перекрывающий скважину.

Данный механизм может не приводиться в работу длительное время, однако обязан сработать в случае возникновения аварийной ситуации.

Для этого на резьбу пары «винт-толкатель» наносится покрытие MODENGY 1002, а на плашкодержатели – система покрытий на основе MODENGY 1005.


Плашкодержатели превентора с покрытиями MODENGY


Покрытия снижают трение в резьбовом соединении, защищают плашкодержатели от коррозии при эксплуатации в агрессивной среде, повышают плавность хода и гарантируют эффективное смазывание даже после длительного периода простаивания.

На крепежные изделия для нефтяных платформ наносится MODENGY 1014. Оно обеспечивает длительную защиту от коррозии, что крайне важно в морском климате, а также облегчает монтаж и предотвращает задиры.


Крепеж морских нефтедобывающих платформ с АТСП MODENGY 1014


Это далеко не полный список деталей и механизмов, в которых используются и могут быть использованы антифрикционные твердосмазочные покрытия. Материалы применяются на деталях датчиков давления газовых магистралей, в подшипниковых узлах, торцевых уплотнениях, передачах клапанов осевого типа, пружинах, деталях манифольдов, трубопроводов, в резьбовых соединениях и др.

Твердая смазка является одной из самых перспективных технологий для повышения ресурса оборудования всех отраслей промышленности, в том числе и нефтегазовой. Покрытия позволяют эффективно управлять трением, минимизируя интенсивность изнашивания, изолировать детали от неблагоприятных факторов, снижать временные затраты на обслуживание деталей.

Возврат к списку