Выпускной коллектор: назначение, причины поломок. Замена шпилек коллектора

Выпускной коллектор: назначение, причины поломок. Замена шпилек коллектора

Выпускной коллектор: назначение, причины поломок. Замена шпилек коллектора
  1. Коллекторы ДВС: назначение, конструкция и принцип действия
  2. Замена шпилек коллектора
  3. Как выкрутить сломанную шпильку из выпускного коллектора

Коллекторы ДВС: назначение, конструкция и принцип действия

Для обеспечения подачи топливовоздушной смеси в камеру сгорания, а также отведения отработанных газов, в двигателе предусмотрена система коллекторов.

Впускной коллектор предназначен для подачи воздуха, который, смешиваясь при помощи форсунок с топливом, поступает в цилиндры для сгорания через впускной клапан.

По завершении процесса сгорания на последнем такте работы осуществляется отведение отработанных газов через выпускной клапан в выпускной (выхлопной) коллектор, после – через катализатор и глушитель в атмосферу. Все устройства, используемые для отвода продуктов сгорания, объединены в выхлопную систему автомобиля.


Впускные и выпускные коллекторы устанавливаются на все типы двигателей внутреннего сгорания, однако могут отличаться особенностями конструкции.


Выпускной коллектор является редко выходящим из строя узлом. Однако, в связи со сложными условиями эксплуатации, рекомендуется убеждаться в нормальной работе коллектора при каждом серьезном обслуживании двигателя или при появлении признаков, указывающих на возникающие неисправности.

Причины поломки выпускного коллектора и системы отведения отработанных газов в целом:

  • Удар – механические воздействия приводят к появлению незаметных глазу трещин, которые впоследствии приводят к потере герметичности системы
  • Перепады температуры также неблагоприятно сказываются на работе коллектора и могут привести к появлению трещин
  • Использование некачественного топлива, добавление в бензин присадок
  • Отсутствие осмотра и обслуживания на протяжении длительного времени, в том числе после появления симптомов поломок
  • Ослабление крепежных деталей, выход из строя уплотнительных прокладок

Основными симптомами некорректной работы системы отведения отработанных газов и необходимости обслуживания деталей являются потеря мощности и проблемы с запуском двигателя, скачки оборотов на холостом ходу, появление дребезжащих звуков, загоревшийся на приборной панели chek, изменение цвета газов, выходящих из выхлопной трубы.

При потере герметичности выхлопной системы, в частности из-за износа прокладок и появления трещин на коллекторе, наблюдаются выброс горячих выхлопных газов в подкапотное пространство, а также сбои при формировании топливовоздушной смести (из-за попадания в «отработку» лишнего воздуха из атмосферы датчик кислорода посылает ЭБУ информацию об обедненной топливоздушной смеси), увеличение расхода топлива, проблемы с работой катализатора и глушителя.

Также рекомендуется соблюдать периодичность очистки труб выпускного коллектора, так как в них образуется нагар, собираются токсичные вещества из отработанных газов.

Обслуживание выхлопного коллектора – важная операция, оказывающая влияние на мощность и стабильность работы двигателя.


Замена шпилек коллектора

Одной из распространенных проблем при демонтаже выпускного коллектора является прикипание крепежа, соединяющего коллектор с блоком цилиндров.

Из-за работы при высокой температуре и нагрузках длительное время между крепежными изделиями и посадочными отверстиями возникают химические связи.

При выкручивании такого крепежа есть большой риск сломать деталь, так как тело шпильки или болта испытывает большие нагрузки на излом.

Существует несколько способов выкручивания сломанной шпильки из выпускного коллектора. Однако лучше использовать предупредительные меры на этапе монтажа деталей.

Чтобы избежать проблем с демонтажом шпилек выпускных коллекторов, рекомендуется:

  • Использовать качественные ремонтные шпильки
  • Контролировать момент затяжки гайки при помощи динамометрического ключа, чтобы избежать перетяжки либо, наоборот, недостаточного затягивания резьбовых деталей
  • Наносить на поверхности шпилек разделительные материалы, препятствующие схватыванию металла и прикипанию

Соблюдение этих пунктов может гарантировать легкий демонтаж.

Для предотвращения схватывания и прикипания разнородных металлов эффективно использование антифрикционного твердосмазочного покрытия MODENGY 1001 с содержанием дисульфида молибдена и графита.



Покрытие создает тонкую смазочную пленку, которая разделяет резьбовые поверхности и исключает их прямой контакт. За счет этого обеспечивается беспрепятственное выкручивание шпилек и болтов, а также раскручивание гайки.

Процесс замены шпилек коллекторов стандартный. Сначала снимают все оборудование, препятствующее доступу к узлу.


Место крепеления выпускного коллектора

Источник изображения: Polsinaut / www.shutterstock.com/ru


После этого шпильки выкручиваются, заменяется прокладка. В большинстве случаев уплотнение приходит в негодность из-за эксплуатации в условиях высоких температур.

На этапе монтажа используются новые ремонтные шпильки. Одной стороной крепеж вкручивается в блок цилиндров, другой просовывается в отверстие выпускного коллектора и закрепляется гайкой.


Как выкрутить сломанную шпильку из выпускного коллектора

Если при монтаже выпускного коллектора не были предприняты меры по предотвращению прикипания шпилек, то, с высокой вероятностью, при ремонте выпускного коллектора возникнут проблемы с его снятием с двигателя.


Снятие выпускного коллектора

Источник изображения: Dima Aletskyi / www.shutterstock.com/ru


Чтобы выкрутить шпильку, необходимо обильно смочить ее проникающей жидкостью. Иногда такой способ помогает: крепеж начинает поддаваться извлечению.

Если были приложены чрезмерные усилия, шпилька может обломаться. Выкрутить остатки резьбовой детали помогают следующие методы:

  • Высверливание – при помощи сверла удается достать обломанные детали, которые изначально поддавались выкручиванию, но обломались при приложении чрезмерных усилий. Для облегчения процесса место соединения нагревают
  • Ударное выкручивание – за счет ударного воздействия заточенного инструмента и последующего выкручивания удается извлекать обломки из твердого материала
  • Применение сварки – к сломанной детали приваривают гайки, шайбы либо кусок металла, после чего осуществляют выкручивание. Данный способ применяется в наиболее сложных случаях

Выкручивание шпилек из выхлопных коллекторов может стать достаточно трудоемкой операцией, если не позаботиться о легком демонтаже уже на этапе сборки узлов. 

Возврат к списку