Винтовой механизм. Ходовой винт как основа передачи «винт-гайка», его назначение и правила выбора смазок

Винтовой механизм. Ходовой винт как основа передачи «винт-гайка», его назначение и правила выбора смазок

Винтовой механизм. Ходовой винт как основа передачи «винт-гайка», его назначение и правила выбора смазок
  1. Назначение ходового винта
  2. Повышение ресурса ходового винта. Подбор смазочных материалов
  3. Положительные и отрицательные стороны передачи винт-гайка скольжения

Назначение ходового винта

Ходовой винт – это основной элемент передачи винт-гайка скольжения.

Он работает в паре с гайкой для обеспечения поступательного перемещения одного из компонентов за счет ручного либо автоматизированного вращения другого.

Наиболее распространены передачи с ведомой гайкой, в которых при вращении винта осуществляется поступательное перемещение гайки.

Ходовые винты применяются в устройствах подач разнообразных станков. Также в винтовых передачах скольжения используются установочные и грузовые винты.

Для современных винтовых пар скольжения производятся ходовые винты трапецеидального профиля. Он отличается улучшенными эксплуатационными свойствами (износостойкостью, грузоподъемностью) и практически полностью вытеснил другие виды резьбы. Кроме того, трапецеидальные винты могут быть отремонтированы.


Повышение ресурса ходового винта. Подбор смазочных материалов

Для обеспечения длительного ресурса винтовой пары на ходовые винты наносятся смазочные материалы.

Однако пластичные смазки существенно сужают сферы эксплуатации ходовых винтов, так как, затягивая в узел пыль и мелкие частицы, провоцируют абразивный износ поверхностей как самого винта, так и приводной гайки.


Ходовой винт


Также липкие смазки не могут эксплуатироваться в оборудовании, в котором необходима высокая чистота и смазка может оставлять следы при контакте с продуктом – например, на производстве стеклохолста.

Также на предприятиях стремятся отказаться от применения жидких и пластичных смазок вследствие их неспособности обеспечивать ресурсную смазку узлов. Обновление смазочных составов нередко может осуществляться затруднительно.

Чтобы избавиться от необходимости применения смазок, используют приводную гайку из полимерного материала с антифрикционными добавками. Благодаря этому повышается износостойкость и предотвращается риск заедания.

Однако в таком случае уменьшаются грузоподъемность, срок службы винтовой пары.

На основании опыта эксплуатации и испытаний наиболее результативным способом смазывания ходовых винтов было признано применение твердосмазочных покрытий.



Для ходовых винтов различного назначения подбираются оптимальные по составу и способу нанесения покрытия. Широко используются MODENGY 1014, MODENGY 1005, при необходимости нанесения в полевых условиях применяется MODENGY 1001.

Преимущества применения покрытий на ходовых винтах:

  • Устранение шума и скрипа при перемещении
  • Защита от коррозии и влияния агрессивных сред
  • Сухая текстура не затягивает на детали пыль и мелкие частицы, благодаря чему отсутствует риск абразивного износа компонентов винтовой пары
  • Обеспечение ресурсной смазки, отсутствие необходимости в обновлении
  • Возможность работы в условиях высоких температур, неподверженность «стеканию»

Покрытия наносятся на винты методом распыления. До «высыхания» они представляют собой суспензию твердых смазочных компонентов, связующих и растворителей.

После отверждения при комнатной температуре или в печи на деталях формируется тонкий сухой смазочный слой, который обладает устойчивостью к механическим повреждениям, влиянию агрессивных сред.


Положительные и отрицательные стороны передачи винт-гайка скольжения

Винтовые пары скольжения устанавливаются в подъемники, сдвижные двери транспорта, на сборочные линии, в станки, узлы трубопроводной арматуры, прессов и другого оборудования.

Они получили широкое распространение благодаря высокой грузоподъемности, устойчивости к обратному ходу, высокой точности перемещения, эффективности при медленном скольжении, простоте в производстве, низкой цене и отсутствию точных допусков, требований к чистоте окружающей среды.

Недостатком винтовой пары скольжения перед шарико-винтовой парой (передачей «винт-гайка» качения) являются низкий КПД, меньший ресурс.

Возврат к списку