Шельфовая платформа для добычи нефти и газа: назначение, особенности и обслуживание

Шельфовая платформа для добычи нефти и газа: назначение, особенности и обслуживание

Шельфовая платформа для добычи нефти и газа: назначение, особенности и обслуживание
  1. Шельфовая платформа: конструкция и функции
  2. Обслуживание шельфовых платформ
  3. Виды платформ
  4. Эксплуатация шельфовой платформы

Шельфовая платформа: конструкция и функции

Необходимость в разработке месторождений на шельфе появилась вследствие стремительного иссякания запасов углеводородов на суше. Платформы позволяют добывать нефть из глубин под морским дном.

Шельфовые установки очень схожи с наземными добывающими станциями. Они так же создают глубокие скважины в толще земли и выкачивают нефть и газ.

Однако отличий в конструкции тоже немало. Одно из них – наличие поддерживающих колонн для корпуса, позволяющих платформе держаться над или на поверхности воды.

Чтобы платформа оставалась на нужном месте, в ее структуре предусмотрена мощная якорная система, состоящая из лебедок, стальных цепей и якорей. Вес одного якоря составляет примерно 13 килограмм, на каждой платформе их количество в среднем составляет от 4 до 6 единиц.

Устройство наводной буровой колонны практически повторяет наземную. Она состоит из бурильных труб длиной 28 метров, соединяемых крепкими замками, и долота.

Чаще всего используются шарошечные или лопастные буровые устройства. Первые более надежны, так как их конструкция предотвращает заклинивание. Вторые обладают более высокой производительностью.

Буровые долота вращаются под давлением, чем и формируют глубокую скважину. Залежи углеводородов располагаются на глубине примерно 2-2,5 тысяч метров под шельфом.


Шарошечное долото

Рис. 1. Шарошечное долото


Обслуживание шельфовых платформ

Сложности в разработке и функционировании шельфовых платформ обусловлены агрессивным морским климатом. Высокие волны, порывы ветра, соленая вода, влажная среда приводят к коррозии и повреждению механизмов. Часто шельфовые платформы устанавливаются в северных широтах, лед и снег значительно снижают срок службы узлов и деталей.

Специалисты по разработке узлов шельфовых станций традиционно применяют пластичные и жидкие смазочные вещества для защиты деталей от коррозии и повреждений. Однако они смываются водой, испаряются и не выдерживают агрессивных воздействий. Наносить новый слой материала приходиться очень часто, что затруднительно в условиях удаленности платформ.

Альтернативой становится использование для обслуживания узлов добывающих платформ антифрикционных твердосмазочных покрытий (АТСП). Они обеспечивают снижение силы трения сопряженных элементов, защищают их от коррозии и агрессивных воздействий климатических условий, облегчают монтаж и демонтаж соединений, предотвращают повреждение деталей из-за высоких нагрузок.

На резьбовые участки труб, болты, гайки, направляющие и подшипники скольжения, запорно-регулирующую арматуру и другие узлы трения наносят антикоррозионные и антифрикционные твердосмазочные материалы MODENGY 1002, MODENGY 1005, MODENGY 1014, MODENGY 1066, MODENGY PTFE - A20.

Крепеж морских нефтяных платформ до и после нанесения покрытия MODENGY 1014

Рис. 2. Крепеж морских нефтяных платформ до и после нанесения покрытия MODENGY 1014

Данные покрытия не нуждаются в обновлении, однократного нанесения хватает для длительной защиты узлов и деталей.


Виды платформ

Шельфовые платформы имеют различную конструкцию в зависимости от их удаленности от берега.

На небольшой глубине (до 40 метров) строятся стационарные станции. Они никуда не перемещаются и крепятся с помощью бетонных блоков или свай.


Платформа во льдах

Рис. 3. Стационарная платформа


На глубине до 80 метров устанавливаются сооружения, свободно закрепленные ко дну.

Полупогружные платформы располагаются уже на более глубоких участках – до 200 метров в глубину. Их корпус состоит из надводной и подводной части.

На глубину более 200 метров отправляют буровые суда. Они оборудованы эхолокационными установками и устройствами, позволяющими следить за работой бура на глубине. Часто такие платформы ограничиваются только одной функцией – созданием скважин. Для добычи, хранения и перевозки нефти на место скважины прибывают другие суда.


Эксплуатация шельфовой платформы

Каждая шельфовая платформа разрабатывается индивидуально с учетом особенностей дна, глубины залежей, условий эксплуатации, планируемого срока службы и так далее.

После проектирования производятся испытания платформы на построенной модели или опытном образце, изучаются данные использования аналогичных сооружений.

Шельфовую станцию устанавливают после изучения глубинных месторождений. В этом помогают современные эхолокационные устройства.

Платформы осматриваются на наличие повреждений и износа специалистами компании. Это делается по графику.

Внеплановые осмотры проводятся после стихийных бедствий или возникновения других опасных ситуаций. При повреждении деталей и механизмов они подлежат восстановлению.

Возврат к списку