Шаровая опора: как сделать работу узла надежнее с помощью покрытий MODENGY?
- Конструкция шаровой опоры
- Методы защиты деталей шаровой от износа
- Решение MODENGY для увеличения ресурса шаровых пальцев
Конструкция шаровой опоры
Передние колеса автомобиля являются ведущими. Они позволяют машине не только перемещаться, но и маневрировать, то есть поворачивать вправо или влево.
Ровное положение колес на дорожном полотне, их надежное крепление, возможность катиться и легко управляться рулем обеспечивает подвеска.
Важнейшим элементом подвески является шаровая опора. Именно она соединяет рычаги со ступицей управляемого колеса.
Во время вертикального перемещения колеса шаровая фиксирует его положение в горизонтальной плоскости. Одна из основных частей опоры – шаровый палец – может вращаться в корпусе и раскачиваться на небольшие углы.
Палец помещен в металлический корпус, заполненный специальной густой смазкой. Попадание в него влаги и грязи, а также вымывание смазки предотвращает пыльник, надетый на палец.
Такая конструкция шаровой опоры (рис. 1) была разработана итальянскими инженерами для Fiat более 40 лет назад. В наши дни она практически не изменилась.
Методы защиты деталей шаровой от износа
Все элементы шаровой опоры изготавливают, как правило, из стали. Для снижения трения соприкасающихся деталей внутреннюю поверхность корпуса покрывают пластмассой или другим полимерным материалом.
Защитить от износа шаровый палец помогают специальные покрытия, которые наносятся на деталь при сборке узла. Такое решение позволяет избежать:
- Усиленного трения в области сферической головки пальца
- Нарушения геометрии детали вследствие трения
- Появления скачкообразных движений
- Коррозии пальца
Ранее антифрикционные покрытия для различных применений, в том числе на шаровых опорах, производились только за рубежом. Сегодня их выпускают и в России. Компания «Моденжи» разработала уникальную технологию твердой смазки и реализовала ее в линейке покрытий MODENGY.
Решение MODENGY для увеличения ресурса шаровых пальцев
Для обработки шарового пальца из конструкционной легированной стали используется антифрикционное твердосмазочное покрытие MODENGY 1014.
Оно содержит политетрафторэтилен (ПТФЭ) и дисульфид молибдена. Последний придает покрытию высокие противозадирные свойства, износостойкость и характерный серый цвет (рис. 2).
Диапазон рабочих температур покрытия MODENGY 1014 сохраняет свои свойства при температурах от -75 до +255 °С, защищает детали от коррозии более 672 часов (результат ускоренного теста в соляном тумане). Несущая способность материала составляет 2700 МПа (тест SRV).
Перед традиционными смазочными материалами покрытие имеет ряд преимуществ:
- Низкий коэффициент трения
- Химическая стойкость
- Широкий диапазон рабочих температур
- Работоспособность в запыленной среде
- Высокая адгезия
- Отличные разделительные свойства
- Нетоксичность после отверждения
- Длительный срок службы (может выступать в качестве ресурсной смазки)
MODENGY 1014 наносится на шаровые пальцы методом распыления или центрифугирования. Для создания покрытия оптимальной толщины (15-25 мкн) достаточно 2 слоев с промежуточной сушкой каждого. Обработанные детали помещаются в печь, нагретую до +200 °С, на 40 минут.
На резьбу шаровых пальцев для предотвращения ее прикипания и «закусывания» при монтаже-демонтаже наносится покрытие MODENGY PTFE‑A20 (рис. 3). Этот материал обеспечивает дополнительную антикоррозионную защиту деталей.
Опыт применения покрытий MODENGY на шаровых пальцах доказал их эффективность. Покрытия снижают трение контактирующих поверхностей, обеспечивают плавное движение узла, предотвращают его скачкообразное движение и заедание, минимизируют риск возникновения коррозии. Благодаря этому срок службы шаровой опоры значительно увеличивается.