Самолет-амфибия: назначение и обслуживание. Авиационная смазка

Самолет-амфибия: назначение и обслуживание. Авиационная смазка

Самолет-амфибия: назначение и обслуживание. Авиационная смазка
  1. Самолет-амфибия – назначение, конструкция
  2. Обслуживание самолетов
  3. Авиационная смазка

Самолет-амфибия – назначение, конструкция

Самолет-амфибия – это многоцелевое летательное средство специального назначения, предназначенное для выполнения военных, гражданских, спасательных операций.

Амфибией воздушное судно называется за счет возможности удерживаться и передвигаться на любой поверхности - на суше или воде в режиме глиссирования.

Самолеты-амфибии используются для:

  • Тушения пожаров – аппараты оборудуются вместительными баками (могут осуществлять забор воды на близлежащих водоемах) и емкостями для специальных огнегасящих составов
  • Поиска терпящих бедствие людей, кораблей и других объектов – для этого самолеты оснащаются прожекторами, электронной системой обнаружения, оптическими приборами
  • Перевозки людей или грузов, в том числе доставки грузов на морские суда и платформы

Для осуществления указанных задач используются самолеты-амфибии различного исполнения. Разрабатываются противопожарные, поисково-спасательные, патрульные, транспортные модели летательных аппаратов.


Самолет-амфибия


Конструкция самолета-амфибии:

  • Пара турбореактивных двухконтурных двигателей
  • Фюзеляж, разделенный на 6 отсеков
  • Кабины пилотов и пассажиров
  • Крылья
  • Шасси
  • Гидравлическая и топливная системы
  • Противопожарное оборудование
  • Баки для воды, оборудование для забора жидкости при глиссировании
  • Грузовой, верхний и эксплуатационный люки

Самое большое распространение получили пожарные самолеты-амфибии, которые применяются как на территории Российской Федерации, так и за рубежом.


Обслуживание самолетов

Для обеспечения длительной надежной эксплуатации самолетов-амфибий необходимо уделять повышенное внимание не только качеству изготовления деталей, в процессе которого в основном используются коррозионно-стойкие, легированные стали и сплавы, композиты, но и состоянию узлов.

Обслуживание летательных аппаратов является одним из самых главных условий их безопасной эксплуатации.

Оно включает в себя проверку и устранение неисправностей. Воздушные суда обязательно осматриваются: перед каждым вылетом и раз в неделю – без размещения в специальном техническом помещении; раз в месяц, раз в год, раз в несколько лет – в большом ангаре в течение нескольких дней или часов.


Обслуживание самолета-амфибии


Чем больше периодичность обслуживания самолета, тем более тщательно подходят к осмотру всех деталей и большее количество времени затрачивается на процесс.

Для того чтобы компоненты летательного аппарата не подвергались преждевременному износу, специалисты используют особые смазочные материалы – авиационные смазки.


Авиационная смазка

Смазочные материалы предназначены для увеличения ресурса высоконагруженных узлов самолетов. К ним предъявляются жесткие требования.

Авиационная смазка для самолетов-амфибий должна:

  • Обеспечивать долговременное эффективное снижение трения и износа компонентов
  • Защищать от коррозии
  • Сохранять работоспособности в широком диапазоне условий: при перепадах температур, высоких контактных давлениях и других экстремальных режимах эксплуатации с резкой их сменой
  • Обладать высокой механической стабильностью, быть неподверженной или слабо подверженной окислению и испарению
  • Предотвращать задиры и другие повреждения

Наиболее подходящими для узлов самолетов являются инновационные антифрикционные покрытия, которые реализуют технологию твердой смазки. Они эффективно повышают надежность и ресурс службы деталей и узлов.

Например, на втулки скольжения самолетов-амфибий наносится антифрикционное твердосмазочное покрытие российского производства MODENGY 1066.

Втулки скольжения самолета-амфибии

Сухой устойчивый слой материала снижает трение в паре «металл-металл», обеспечивает эффективную и длительную защиту от коррозии в неблагоприятных условиях эксплуатации деталей (они находятся в необогреваемом негерметичном отсеке), исключает необходимость периодического обслуживания компонентов.


Это покрытие изготавливается на основе авиационного особо термостойкого класса полимеров с выдающимся комплексом триботехнических и физико-механических характеристик.


Для обслуживания узлов и механизмов самолетов используются и пластичные смазки, к которым добавляют компоненты, увеличивающие противоизносные характеристики, стабильность в широком диапазоне условий и другие эксплуатационные свойства материалов.

Несмотря на то, что авиационная смазка относится к категории узкоспециализированной, ее используют в качестве морозостойкой смазки с высокими эксплуатационными характеристиками для наземного транспорта. В большей мере это касается материалов первого и второго поколений.

В связи с повышением требований к характеристикам составов для обслуживания самолетов было выпущено новое поколение авиационных смазок, которые выпускаются в ограниченном количестве.

Качественная авиационная смазка и ее своевременное обновление – гарантия длительной и безопасной эксплуатации летательной техники.

Возврат к списку