Самолет-амфибия: назначение и обслуживание. Авиационная смазка
- Самолет-амфибия – назначение, конструкция
- Обслуживание самолетов
- Авиационная смазка
Самолет-амфибия – назначение, конструкция
Самолет-амфибия – это многоцелевое летательное средство специального назначения, предназначенное для выполнения военных, гражданских, спасательных операций.
Амфибией воздушное судно называется за счет возможности удерживаться и передвигаться на любой поверхности - на суше или воде в режиме глиссирования.
Самолеты-амфибии используются для:
- Тушения пожаров – аппараты оборудуются вместительными баками (могут осуществлять забор воды на близлежащих водоемах) и емкостями для специальных огнегасящих составов
- Поиска терпящих бедствие людей, кораблей и других объектов – для этого самолеты оснащаются прожекторами, электронной системой обнаружения, оптическими приборами
- Перевозки людей или грузов, в том числе доставки грузов на морские суда и платформы
Для осуществления указанных задач используются самолеты-амфибии различного исполнения. Разрабатываются противопожарные, поисково-спасательные, патрульные, транспортные модели летательных аппаратов.
Конструкция самолета-амфибии:
- Пара турбореактивных двухконтурных двигателей
- Фюзеляж, разделенный на 6 отсеков
- Кабины пилотов и пассажиров
- Крылья
- Шасси
- Гидравлическая и топливная системы
- Противопожарное оборудование
- Баки для воды, оборудование для забора жидкости при глиссировании
- Грузовой, верхний и эксплуатационный люки
Самое большое распространение получили пожарные самолеты-амфибии, которые применяются как на территории Российской Федерации, так и за рубежом.
Обслуживание самолетов
Для обеспечения длительной надежной эксплуатации самолетов-амфибий необходимо уделять повышенное внимание не только качеству изготовления деталей, в процессе которого в основном используются коррозионно-стойкие, легированные стали и сплавы, композиты, но и состоянию узлов.
Обслуживание летательных аппаратов является одним из самых главных условий их безопасной эксплуатации.
Оно включает в себя проверку и устранение неисправностей. Воздушные суда обязательно осматриваются: перед каждым вылетом и раз в неделю – без размещения в специальном техническом помещении; раз в месяц, раз в год, раз в несколько лет – в большом ангаре в течение нескольких дней или часов.
Чем больше периодичность обслуживания самолета, тем более тщательно подходят к осмотру всех деталей и большее количество времени затрачивается на процесс.
Для того чтобы компоненты летательного аппарата не подвергались преждевременному износу, специалисты используют особые смазочные материалы – авиационные смазки.
Авиационная смазка
Смазочные материалы предназначены для увеличения ресурса высоконагруженных узлов самолетов. К ним предъявляются жесткие требования.
Авиационная смазка для самолетов-амфибий должна:
- Обеспечивать долговременное эффективное снижение трения и износа компонентов
- Защищать от коррозии
- Сохранять работоспособности в широком диапазоне условий: при перепадах температур, высоких контактных давлениях и других экстремальных режимах эксплуатации с резкой их сменой
- Обладать высокой механической стабильностью, быть неподверженной или слабо подверженной окислению и испарению
- Предотвращать задиры и другие повреждения
Наиболее подходящими для узлов самолетов являются инновационные антифрикционные покрытия, которые реализуют технологию твердой смазки. Они эффективно повышают надежность и ресурс службы деталей и узлов.
Например, на втулки скольжения самолетов-амфибий наносится антифрикционное твердосмазочное покрытие российского производства MODENGY 1066.
Сухой устойчивый слой материала снижает трение в паре «металл-металл», обеспечивает эффективную и длительную защиту от коррозии в неблагоприятных условиях эксплуатации деталей (они находятся в необогреваемом негерметичном отсеке), исключает необходимость периодического обслуживания компонентов.
Это покрытие изготавливается на основе авиационного особо термостойкого класса полимеров с выдающимся комплексом триботехнических и физико-механических характеристик.
Для обслуживания узлов и механизмов самолетов используются и пластичные смазки, к которым добавляют компоненты, увеличивающие противоизносные характеристики, стабильность в широком диапазоне условий и другие эксплуатационные свойства материалов.
Несмотря на то, что авиационная смазка относится к категории узкоспециализированной, ее используют в качестве морозостойкой смазки с высокими эксплуатационными характеристиками для наземного транспорта. В большей мере это касается материалов первого и второго поколений.
В связи с повышением требований к характеристикам составов для обслуживания самолетов было выпущено новое поколение авиационных смазок, которые выпускаются в ограниченном количестве.
Качественная авиационная смазка и ее своевременное обновление – гарантия длительной и безопасной эксплуатации летательной техники.