Ремонт вариатора мототехники. Применение антифрикционных покрытий для увеличения ресурса трансмиссии

Ремонт вариатора мототехники. Применение антифрикционных покрытий для увеличения ресурса трансмиссии

Ремонт вариатора мототехники. Применение антифрикционных покрытий для увеличения ресурса трансмиссии
  1. Устройство вариатора мототехники и основные причины его износа
  2. Ремонт вариатора
  3. Применение антифрикционных покрытий для вариатора

Устройство вариатора мототехники и основные причины его износа

Вариатор – это бесступенчатая трансмиссия, которая передает крутящий момент от двигателя на колеса, понижая или повышая частоту вращения колес при одних и тех же оборотах мотора.

Вариатор имеет три основных элемента: ведущий и ведомый шкивы, а также клиновидный ремень, натянутый между ними.

Ведущий шкив представляет собой устройство из двух дисков (щек). Они устанавливаются на оси коленчатого вала.


Детали ведущего шкива вариатора


Одна щека закрепляется на оси неподвижно, вторая двигается при изменении центробежной силы.

На задней части подвижного диска устанавливаются ролики, которые могут двигаться по пазам. Грузы удерживаются «пауком» – металлической пластиной.

В неподвижном положении транспортного средства ролики располагаются ближе к центру подвижной щеки, натянутый между щеками жесткий ремень раздвигает диски.


Клиновидный ремень


При начале движения и повышении оборотов двигателя растет центробежная сила, выталкивая ролики наружу. Под весом грузов подвижная щека прижимается к зафиксированной, ремень сдвигается на внешний диаметр шкива.

Ведомый шкив, который еще называется торкдрайвер, имеет схожую конструкцию. Две щеки находятся на оси первичного вала редуктора.


Щеки торкдрайвера


До начала движения мототехники жесткая пружина торкдрайвера прижимает щеки шкива, ремень находится на внешнем радиусе устройства.

Шкивы меняют свой диаметр в зависимости от количества оборотов двигателя. При чем движение подвижных щек ведущего и ведомого устройства осуществляется синхронно – при увеличении диаметра ведущего шкива уменьшается диаметр ведомого, ремень переходит ближе к внешней кромке ведущего вала и помещается между разжатых щек торкдрайвера.


Ремонт вариатора

О необходимости вмешательства в работу вариатора говорят снижение динамики разгона транспортного средства, появление посторонних шумов со стороны трансмиссии, скачкообразное движение, снижение плавности работы вариатора, заклинивание.

Вариатор является достаточно надежной трансмиссией, которая практически не нуждается в обслуживании. Однако в процессе перемещения подвижных щек относительно осей, а также при движении роликов в пазах, между сопряженными деталями возникает высокое трение, которое стимулирует износ элементов. Кроме того, к выходу деталей из строя приводит коррозия металлических частей.

После длительной эксплуатации на поверхности грузов, которые должны иметь круглую форму, появляются грани. Такие детали должны быть заменены при ближайшем ремонте вариатора для восстановления его работоспособности.


Изношенные ролики вариатора


Вес грузов подбирается точно исходя из характеристик вариатора. Слишком тяжелые элементы рано начнут двигаться к внешней части подвижного диска, преждевременно сближая щеки ведущего шкива. Слишком легкие, наоборот, не смогут сдвинуть щеку даже на больших оборотах двигателя.

При износе роликов их вес становится меньше, соответственно ухудшается динамика разгона транспортного средства, увеличивается расход топлива.

В процессе перемещения грузов изнашиваются не только ролики, но и поверхности щеки вариатора и паука. При серьезных деформациях металлические детали подлежат замене. Минимизировать повреждения роликов можно путем скругления острых граней паука. Это делают методом обтачивания.

Для снижения износа подвижных элементов многие специалисты используют пластичную смазку. Однако она может попасть на внутреннюю поверхность щек вариатора, что приведет к проскальзыванию ремня. Между ремнем и щеками должен быть обеспечен высокий коэффициент трения. Даже при аккуратном нанесении смазочного материала нельзя гарантировать отсутствие проскальзывания.


Подвижный диск ведущего шкива с пластичной смазкой


Кроме того, смазка притягивает к себе мелкие частицы, накапливая их в узлах. Из-за этого детали начинают усиленно изнашиваться, так как частицы грязи и песка действуют на детали как абразив.

При соблюдении регламентов замены пластичную смазку можно использовать для обслуживания роликов.

Но существует более эффективное решение – создание на деталях сухого смазочного слоя.


Применение антифрикционных покрытий для вариатора

В качестве сухих смазок используют антифрикционные твердосмазочные покрытия. Они наносятся либо на этапе производства деталей, либо при ремонте вариатора.

Материалы оптимально подходят для защиты элементов трансмиссии от износа, так как создают на их поверхности устойчивый сухой слой, который не нуждается в обновлении.

За счет этого исключается попадание смазки на поверхности дисков, контактирующих с ремнем, и проскальзывание последнего.

Сухой материал не притягивает пыль и не стимулирует абразивный износ деталей.

Возможно комбинированное применение пластичных смазок и покрытий. В этом случае сухой слой выполняет функцию ресурсной смазки при недостатке пластичного материала, который испаряется, вымывается и требует частого обновления.


Для самостоятельного нанесения можно применить антифрикционное твердосмазочное покрытие в аэрозольном баллоне, которое полимеризуется при комнатной температуре – MODENGY 1002.


Оно характеризуется низким коэффициентом трения, высокой несущей способностью, отличными антикоррозионными свойствами.

Покрытие наносят на части щек, контактирующие с осями, на ролики и места, в которых они касаются диска, на поверхность паука.

Благодаря этому:

  • Снижается износ деталей
  • Повышается мощность агрегата
  • Снижается расход топлива
  • Предотвращается скачкообразное движение
  • Минимизируется риск заклинивания механизмов

Процесс нанесения

Перед применением покрытия MODENGY 1002 поверхности деталей необходимо тщательно подготовить – очистить и обезжирить. Это позволяет достичь хорошего сцепления материала с основой и добиться наилучшего результата.

После обезжиривания к деталям нельзя прикасаться голыми руками.


Поверхности, которые должны остаться непокрытыми (внутренние части дисков, контактирующие с ремнем), необходимо изолировать. Это можно сделать с помощью малярного скотча или обычной бумаги.


Перед применением покрытия необходимо тщательно перемещать содержимое баллона. Для этого его интенсивно встряхивают в течение 3 минут после появления стука металлических шариков, находящихся внутри.

Распыляют состав с расстояния 20-30 сантиметров. При необходимости можно наносить два слоя покрытия, но между нанесениями должно пройти около 10 минут – первый слой должен стать матовым.


Детали вариатора с покрытием MODENGY 1002

Рис. Детали вариатора с покрытием MODENGY 1002


Если материал все же попал на поверхности, которые должны остаться чистыми, то невысохшее покрытие можно удалить растворителем.

Полная полимеризация MODENGY 1002 происходит не менее чем за 120 минут при комнатной температуре. После отверждения покрытия детали готовы к работе.

Возврат к списку