Ремонт вариатора и методы повышения его долговечности

Ремонт вариатора и методы повышения его долговечности

Ремонт вариатора и методы повышения его долговечности
  1. Назначение и принцип работы вариатора
  2. Вариатор станка
  3. Вариатор передач мототехники
  4. Ремонт вариатора и способы увеличения срока службы

Назначение и принцип работы вариатора

Вариатор предназначен для передачи крутящего момента и плавного изменения передаточного числа – отношения угловой скорости входного вала к угловой скорости выходного вала. Это позволяет бесступенчато менять скорость.

Вариатор может иметь различную конфигурацию, чаще всего используются клиноременные устройства с двумя шкивами, состоящими из пары конических дисков.

Один из дисков каждого шкива закрепляется неподвижно, второй осуществляет перемещение по оси.


Шкив вариатора


Между дисками натягивается клиновидный ремень, который перемещается в сторону оси либо внешней кромки дисков. Изменение положения ремня осуществляется за счет движения диска ведущего шкива. Диски ведомого шкива сдвинуты и отдаляются за счет натяжения ремня.

В зависимости от положения ремня меняется передаточное отношение. Если ремень находится на внешнем радиусе ведущего шкива и ближе к валу ведомого, то передаточное отношение большое. Если наоборот – малое.

Благодаря простоте конструкции и малому износу, по сравнению с другими типами трансмиссий, вариаторы распространены во многом оборудовании – станках, авто- и мототехнике, конвейерных установках и др.


Вариатор станка

В металлорежущих, дерево- и металлообрабатывающих, фрезерных, токарных, сверлильных и других станках устанавливаются вариаторы для обеспечения и изменения скорости вращения заготовок.

Передаточное отношение в большинстве агрегатов изменяется вручную после остановки технологического процесса – методом снятия ремня и установки его в другое положение либо путем изменения положения специального регулирующего рычага или выкручивания гайки.


Вариатор сверлильного станка


Через упорный подшипник усиливается давление на ведомый шкив вариатора, его диски сжимаются, вследствие чего увеличивается натяжение клиновидного ремня и щеки ведущего шкива раздвигаются. Данный процесс приводит к снижению скорости вращения заготовки.


Вариатор передач мототехники

Вариатор мототехники предназначен для передачи крутящего момента от двигателя к колесам.

Ведущий шкив располагается на коленчатом валу, а ведомый – на оси сцепления.

Диски ведомого шкива всегда прижимаются усилием пружины. При начале движения передаточное отношение минимальное.

На внешней части подвижного диска ведущего шкива расположены ролики, которые двигаются по дорожкам ближе к центру или краям диска.


Вариатор скутера


При увеличении оборотов под воздействием центробежной силы ролики (грузы) перемещаются на внешний радиус, сдвигая подвижный диск ближе к центру оси.

Под усилием ремня, переходящего на больший радиус ведущего шкива, раздвигаются щеки ведомого шкива. Таким образом меняется передаточное отношение и увеличивается скорость движения транспортного средства.


Ремонт вариатора и способы увеличения срока службы

Если скоростные и другие эксплуатационные характеристики ухудшились, значит пришло время проводить ремонт вариатора.

Наибольшему износу в механизме подвержены ось и сопряженная с ней поверхность подвижного диска шкивов, грузики и поверхности дорожек, а также ремень вариатора.


Ресурс ремня равен нескольким тысячам километров пробега. Он подлежит замене в случае повреждения. Данная процедура легко выполняется своими руками без специального оборудования и не требует крупных финансовых вложений.


То же самое касается и роликов вариатора – купить новый набор грузов нужного размера можно в любой специализированной торговой точке.

Со шкивами дело обстоит гораздо сложнее. Самостоятельно восстановить работоспособность изношенного диска и вала практически невозможно, а стоимость ремонта в сервисном центре будет значительной – во многих случаях вместо ремонта прибегают к замене деталей на новые.

Для увеличения ресурса шкивов вариатора используют смазочные материалы, которые снижают трение и износ сопряженных элементов, повышают плавность работы механизма и снижают риск отказов.


Наилучшим способом продлить срок работы вариатора является применение антифрикционных твердосмазочных покрытий.


Они наносятся один раз и не требуют обновления, после высыхания образуют на деталях прочный слой, который минимизирует трение, облегчает перемещение диска по оси, исключает скачкообразное движение, рывки и заедания, защищает от коррозии.

Такого эффекта обычное масло или другой традиционный смазочный материал дать не может, поэтому применение покрытия является оптимальным из известных методов, позволяющих повысить ресурс вариатора.

Широкое применение получили антифрикционные твердосмазочные покрытия от российской компании «Моденжи». На детали скутера наносится MODENGY 1002, его удобно применять в любых условиях, так как материал наносится распылением из аэрозольного баллона и отверждается при комнатной температуре. На оси и контактирующие с ними поверхности дисков вариаторов станков наносят MODENGY 1005 и MODENGY 1014.



Для увеличения ресурса ремня нужно соблюдать режим эксплуатации вариатора – не подвергать его высоким и резким нагрузкам, не удерживать скутер в неподвижном положении за счет нажатия на педаль и так далее.

Даже при бережном отношении ремень вариатора изнашивается. Поэтому периодически нужно проверять его на предмет трещин и других повреждений, а также измерять толщину.

Как заменить ремень вариатора?

Чтобы заменить ремень вариатора, необходимо для начала обеспечить неподвижность всех его частей. Станок, скутер или другая машина обязательно должны быть выключены.

Ремень снимается после того как ослабляется крепление диска шкива. После этого новый ремень необходимо установить строго в соответствии направлению стрелок или надписей на его внешней поверхности. Удобнее надевать ремень сверху вниз, однако последовательность установки не влияет на дальнейшую работу вариатора.

Замена ремня вариатора

После этого затягивается крепление диска. Окончательно ремень зафиксируется после запуска работы вариатора.

Вариатор будет работать долго, если не допускать перегрева, проскальзывания ремня, экстремальных режимов работы, использовать качественные смазочные составы и проводить своевременную замену изношенных компонентов. Подавляющее большинство работ можно сделать самостоятельно.

Возврат к списку