Ремонт и обслуживание тепловозов. Как поддерживать исправное состояние двигателя локомотива

Ремонт и обслуживание тепловозов. Как поддерживать исправное состояние двигателя локомотива

Ремонт и обслуживание тепловозов. Как поддерживать исправное состояние двигателя локомотива
  1. Техническое обслуживание тепловоза: этапы и основные мероприятия
  2. Двигатель локомотива: техническое обслуживание и ремонт

Основой железнодорожного подвижного состава является локомотив – тяговая единица, отвечающая за приведение поезда в движение.

Известно несколько видов локомотивов, наиболее распространенным из которых в современном мире является тепловоз.

Работа тепловоза осуществляется за счет дизельного двигателя внутреннего сгорания. Его энергия через электрическую тяговую передачу передается на колеса, обеспечивая перемещение не только самого локомотива, но и сцепленных с ним вагонов с грузом и пассажирами.

Для обеспечения штатной работы такой важной единицы подвижного состава разрабатываются планы технического обслуживания и ремонта.


Техническое обслуживание тепловоза: этапы и основные мероприятия

Техническое обслуживание тепловоза – это комплекс профилактических мероприятий, направленных на поддержание исправного состояния всех компонентов.


Тепловоз

Источник изображения: Karasev Viktor / www.shutterstock.com/ru


Под влиянием внешних факторов детали тепловозов теряют свою функциональность – металлические части подвергаются коррозии, уменьшаются в размерах из-за трения, деформируются и повреждаются под нагрузками, резиновые компоненты стареют и растрескиваются.


Задачами технического обслуживания и ремонта являются отсрочивание неисправностей в работе оборудования, их своевременное выявление и устранение для предотвращения работы тепловозов с непригодными к эксплуатации деталями и возникновения аварийных ситуаций.


Мероприятия ежедневного обслуживания осуществляются при нахождении тепловоза на путях, более серьезные процедуры проводятся в депо работниками специализированных организаций по техническому обслуживанию и ремонту, которые выдают заключения государственного образца о состоянии техники.

Рассмотрим подробнее процесс и основные этапы технического обслуживания и ремонта двигателя локомотива.


Двигатель локомотива: техническое обслуживание и ремонт

Для обеспечения исправности двигателя тепловоза необходимо проводить систематическое техническое обслуживание, а также ремонт агрегата.

Существует установленный план с периодичностью и объемом работ по техническому обслуживанию двигателя.

Ежедневно проводят проверку на отсутствие посторонних звуков и стука, проверяют надежность крепления болтов, протирают доступные места оборудования, регулируют тормозную систему – убеждаются в исправности работы всех систем.


При подготовке локомотива к каждой поездке осуществляют проверку на отсутствие посторонних звуков при работающем моторе, проверяют давление масла и топлива, меняют загрязненное топливо и отработанное масло, убеждаются в надежности крепления всех агрегатов, таких как компрессор, редуктор и др.


Каждый месяц/раз в несколько месяцев разбирают для промывки масляные, воздушные, топливные фильтры, снимают ГБЦ, проверяют клапанные пружины, распределительный механизм, проверяют форсунки, элементы топливной системы – инспектируют все системы силового агрегата, устраняют выявленные нарушения.

На каждом этапе уделяют повышенное внимание смазыванию трущихся поверхностей оборудования, так как функционирование деталей «на сухую» чаще всего приводит к их выходу из строя.

Компоненты двигателя смазываются маслом, за давлением, уровнем и состоянием которого тщательно следит обслуживающий персонал.

Однако некоторые детали нуждаются в дополнительной защите, например – поршни двигателей тепловозов, подшипниковые узлы турбокомпрессоров и др.


Для предотвращения изнашивания деталей в моменты пуска-останова агрегатов, при перегрузках и всех других моментах граничного трения на деталях создается дополнительный слой твердой смазки.


На поршни двигателей локомотивов наносятся покрытия MODENGY 1006 и MODENGY 1007. Они обеспечивают многократное увеличение срока службы поршней, снижение расхода топлива.


Поршни двигателей тепловозов с покрытиями MODENGY


При недостаточном количестве масла в подшипниках турбокомпрессоров тепловозов в качестве антиаварийной смазки выступает износостойкое покрытие MODENGY 1066 на основе дисульфида молибдена и графита.

Также разрабатываются планы ремонтных работ. Они осуществляются специалистами на железнодорожных путях или в ремонтных депо.

Ремонт двигателя тепловоза

Источник изображения: Piccolino208 / www.shutterstock.com/ru


Текущий ремонт включает в себя осмотр и восстановление функциональности цилиндро-поршневой группы, турбокомпрессоров, масляных и водяных насосов, элементов топливной системы и других устройств.

Текущий ремонт разной глубины осуществляется раз в год, полтора года и три года.


Раз в шесть и двенадцать лет проводится разной глубины капитальный ремонт. Он направлен на модернизацию всех систем двигателя тепловоза, возвращение силового агрегата в полностью исправное состояние.


На этом этапе проводится работа со всеми деталями двигателя – они восстанавливаются или заменяются новыми –  для увеличения срока его последующей эксплуатации.

Благодаря качественному и своевременному техническому обслуживанию тепловозов удается повысить эффективность их функционирования, снизить расходы на содержание техники.

Возврат к списку