Ремонт и обслуживание локомотивов: этапы и объем работ. Локомотивные депо

Ремонт и обслуживание локомотивов: этапы и объем работ. Локомотивные депо

Ремонт и обслуживание локомотивов: этапы и объем работ. Локомотивные депо
  1. Обслуживание локомотивов. Локомотивные депо
  2. Ремонт локомотивов: периодичность и объем работ

За обеспечение движения поездов по железнодорожным путям отвечают локомотивы – силовые машины, которые «тянут» несамоходные вагоны с пассажирами, грузами или без них.

В зависимости от принципа работы выделяют несколько типов локомотивов, в настоящее время эксплуатируются тепловозы и электровозы, ранее были более популярны тепловозы, эффективность которых оказалась недостаточной для конкуренции с появившимися позднее видами тяговых машин.

Тепловозы, работающие за счет дизельного двигателя внутреннего сгорания, получили наиболее широкое распространение за счет высокой эффективности, способности работать на неэлектрифицированных путях.

Локомотивы подвергаются частому обслуживанию, чтобы минимизировать риск отказов оборудования, обеспечить безопасное передвижение поездов по железнодорожным путям.


Обслуживание локомотивов. Локомотивные депо

Локомотивы обслуживаются локомотивными бригадами на разных видов пунктах.

Все виды технического обслуживания, а также этапы текущего ремонта осуществляются в локомотивных депо. Они оборудованы складами для топлива, сервисных материалов.


Локомотивные депо подразделяются на основные и оборотные. К первым локомотивы приписываются – содержатся на их балансе. В этих депо имеются паспорта на каждую единицу транспорта, в которых прописываются техническое состояние машины, даты и результаты проводимых ремонтных операций.


В оборотных локомотивных депо осуществляются работы по поддержанию штатного функционирования локомотива до его возвращения в основное депо.

Локомотивные депо также подразделяются на эксплуатационные и ремонтные.

Техническое обслуживание и мелкий ремонт осуществляются в эксплуатационных локомотивных депо. Пункты технического обслуживания есть как на основных, так и на оборотных станциях.

Этапы технического обслуживания локомотивов:

  • ТО-1 выполняется при каждой остановке локомотива на станциях
  • ТО-2 выполняется не реже чем раз в 72 часа
  • ТО-3 осуществляется при прибытии локомотива в основное локомотивное депо, к которому приписан
  • ТО-4 направлено на поддержание нормального состояния бандажей колесных пар и включает их обточку
  • ТО-5 включает мероприятия по подготовке локомотива к отправлению в резерв или выведению из запаса

Первые три этапа технического обслуживания осуществляются с целью исключения риска отказов оборудования и включают операции по контролю состояния узлов и механизмов.

Допускается не производить ТО-3 при уменьшении периодичности текущего ремонта ТР-1.

ТО-4 и ТО-5 назначаются по мере необходимости.

Также существуют сервисные локомотивные депо, в которых осуществляются те же работы по техническому обслуживанию техники, что и в эксплуатационных, но с расширением объема ремонтных работ.


Обслуживание поездов

Источник изображения: SpaceOak / www.shutterstock.com/ru


Одной из основных операций технического обслуживания, позволяющих снизить износ комплектующих, является смазывание.

Узлы локомотивов эксплуатируются в тяжелых условиях, использование смазочных материалов, не способных выдержать высокие нагрузки, температуры и другие неблагоприятные факторы, приводит к быстрому износу деталей.


Некоторые наиболее ответственные детали локомотивов, которые испытывают высокие нагрузки и не могут быть часто обслужены, смазывают специальным типом материалов – антифрикционными покрытиями.


Эти материалы образуют на деталях устойчивый сухой смазочный слой, который становится их конструктивной частью. Он сглаживает поверхности деталей, а также изолирует их влияния внешних факторов.

Покрытия обладают низким коэффициентом трения, противозадирными свойствами, не выдавливаются при высоких контактных давления и могут обеспечивать ресурсное смазывание – не нуждаются в обновлении.

С помощью таких материалов защищают от износа поршни двигателей тепловозов, высоконагруженные подшипники турбокомпрессоров дизелей, а также опоры скольжения, детали тяговых передач.

Покрытия наносятся на этапе производства локомотивов и обеспечивают эффективное смазывание деталей в экстремальных условиях эксплуатации.


Поршни двигателей тепловозов с покрытиями MODENGY

Поршни двигателей тепловозов и спецтехники с покрытиями MODENGY


Так, применение покрытия MODENGY 1006 позволяет в разы снизить износ юбок поршней двигателей тепловозов, защитить от задиров при пуске, перегреве, недостатке масла и в других моментах сухого трения.


Ремонт локомотивов: периодичность и объем работ

Ремонт локомотивов осуществляется в ремонтных депо. Машины к ним не приписываются, находятся там до восстановления функциональности.

Ремонт подразделяется на текущий, средний и капитальный.

Периодичность ремонта тепловозов:

  • ТР-1 – раз в полгода или каждые 50-75 тыс. км.
  • ТР-2 – раз в год или каждые 150-200 тыс. км.
  • ТР-3 – раз в три года или каждые 400 тыс. км.
  • СР – раз в 6 лет или 600-800 тыс. км.
  • КР – не реже раза в 16 лет или 1200-1600 тыс. км.

Капитальный ремонт локомотивов, направленный на полное восстановление работоспособности всех систем силовых машин, осуществляется на специализированных локомотиворемонтных заводах.


Ремонтное депо

Источник изображения: Jirakul Manjing / www.shutterstock.com/ru


Такой тип ремонта проводится раз в 12-16 лет и позволяет приблизить ресурс машин к полному.

Работа в локомотивных депо и заводах направлена на обеспечение технической сохранности тягового подвижного состава, эффективности, безопасности и длительного срока службы всех систем локомотивов.

Возврат к списку