Производство и техническое обслуживание самолетов: особенности применяемых смазок и покрытий

Производство и техническое обслуживание самолетов: особенности применяемых смазок и покрытий

Производство и техническое обслуживание самолетов: особенности применяемых смазок и покрытий
  1. Производство самолетов: основные этапы
  2. Техническое обслуживание самолетов: особенности подбора смазочных материалов

Производство самолетов: основные этапы

Авиастроение является одной из наиболее наукоемких отраслей машиностроения. От начала разработки до запуска летательного аппарата в серийное производство, как правило, проходит более пяти лет.

Разработка и производство самолетов осуществляются в специализированных опытно-конструкторских бюро.


Цикл создания воздушного судна включает в себя несколько больших стадий: разработка проекта, создание модели, проектирование, конструирование, летные испытания и сертификацию.


Все расчеты должны быть подтверждены положительными результатами испытаний, чтобы обеспечить необходимую прочность и надежность изделий.

После завершения всех этапов испытаний опытного образца самолет может быть выпущен в серийное производство.


Производство самолетов


Для поддержания летной готовности и обеспечения длительного срока службы авиационной техники необходимо проводить качественное плановое и внеплановое техническое обслуживание самолетов.


Техническое обслуживание самолетов: особенности подбора смазочных материалов

Смазочные материалы, используемые при производстве самолетов и на этапе технического обслуживания, должны обладать улучшенными характеристиками, по сравнению со смазками для наземной техники.

Это связано со специфическими условиями работы составов, к которым относятся негерметичность узлов, расположение поверхностей под углом к горизонту, резко меняющийся температурный режим эксплуатации, высокие нагрузки, отсутствие возможности частой замены и другие.


В связи с этим авиационные смазки должны обладать высокими антикоррозионными, антифрикционными, противозадирными свойствами, низкой испаряемостью, устойчивостью к смыванию и воздействию агрессивных сред.


Авиационные смазки снижают энергетические затраты на трение, уменьшая потерю мощности механизмов.

От качественного подбора смазок зависит надежность эксплуатации самолетов, так как при использовании неподходящих материалов механизмы могут заклинить, что приведет к аварийной ситуации.


Для наиболее нагруженных узлов, испытывающих влияние неблагоприятных факторов окружающей среды, используются твердые смазочные материалы – авиационные покрытия.


Данные материалы наносятся на этапе производства деталей самолетов и способны функционировать на протяжении всего срока их службы.

Благодаря высоким несущей способности, антикоррозионным, противозадирным свойствам, отсутствием испарения и окисления, не притягивающей пыль сухой текстуре покрытия обеспечивают длительную штатную эксплуатацию механизмов.

Российские авиационные покрытия уже находят широкое применение в узлах самолетов. Они производятся компанией «Моденжи» на основе особо термостойких полимерных материалов с выдающимся комплексом триботехнических и физико-механических характеристик.

Так, MODENGY 1066 применяется на втулках скольжения самолетов-амфибий, где снижает трение и обеспечивает долговременную защиту от коррозии. Детали работают в негерметичном отсеке во влажной среде, из-за чего быстро могут выходить из строя.

Втулки скольжения самолета-амфибии

Авиационное покрытие изготавливается на основе дисульфида молибдена и графита. Эти вещества обеспечивают материалу низкий коэффициент трения и высокие эксплуатационные характеристики. Защита от коррозии обеспечивается за счет изолирования поверхностей от влияния влаги, агрессивных сред и прочих неблагоприятных внешних факторов.

Кроме того, покрытия уже успешно испытаны и применяются на направляющих скольжения кресел пилотов, элементах гидравлических систем, поршнях силовых агрегатов самолетов малой авиации, деталях регуляторов избыточного давления, подшипниках и направляющих скольжения и в других узлах, где необходимо снизить трение, износ и обеспечить защиту от коррозии.

Нанесение авиационных покрытий осуществляется методом распыления. Они могут требовать нагрева для полимеризации либо отверждаться при комнатной температуре.

Твердая смазка позволяет минимизировать количество отказов оборудования и сокращать время на их техническое обслуживание самолетов, так как не требует обновления.

Возврат к списку