Покрытие гаек: виды и характеристики

Покрытие гаек: виды и характеристики

Покрытие гаек: виды и характеристики
  1. Условия эксплуатации гаек
  2. Покрытие гаек: основные виды

Условия эксплуатации гаек

Гайки – это крепежные детали с резьбой и конструктивным элементом для передачи крутящего момента. Самым распространенным материалом для их изготовления является сталь.

Основные факторы, снижающие срок службы гаек:

  • Повышенная влажность
  • Высокие или слишком низкие температуры
  • Сильное давление
  • Высокие нагрузки
  • Химически агрессивные среды
  • Резкие перепады температур или давления
  • Трение в резьбе

Вследствие влияния указанных факторов детали подвергаются коррозии, меняются их механические характеристики, может произойти разрушение крепежа.


Гайка с коррозией

Рис.1. Гайка с коррозией


Практика показывает, что лучший способ снизить воздействие негативных условий на гайки – нанесение на них специальных покрытий.


Покрытие гаек: основные виды

Защитные покрытия часто применяют и с целью предотвращения прилипания гаек к болтам из коррозионностойкой стали.


Виды покрытий гаек:

  • Резиновое покрытие
  • Лакокрасочное покрытие
  • Пластиковое покрытие
  • Фосфатное напыление
  • Никелевое покрытие
  • Цинковое покрытие
  • Резьбовые пасты
  • Антифрикционные твердосмазочные покрытия
  • Кадмиевое покрытие


Резиновое покрытие гаек используется с целью герметизации соединения. Однако оно быстро изнашивается при высоком коэффициенте закручивания и сильных контактных давлениях.

Никелевое покрытие придает элементам эстетичный внешний вид, в чем и заключается его основное назначение. Защита от коррозии обеспечивается только в легких условиях эксплуатации.

Цинковое покрытие является самым распространенным способом защиты крепежа. Оно эффективно защищает детали от коррозии в нормальных условиях функционирования. Не выдерживает воздействия экстремальных температур и агрессивных сред.


Оцинкованные гайки

Рис. 2. Оцинкованные гайки


Для увеличения стойкости цинка к неблагоприятным условиям его обрабатывают растворами с содержанием хрома. Цинковое покрытие с хроматированием выдерживает нагрев до +300 °С.

Антифрикционные твердосмазочные покрытия обладают отличными антикоррозионными свойствами, высокой несущей способностью, снижают трение в резьбе, препятствуют образованию задиров, облегчают монтаж и демонтаж.

Производством таких покрытий занимается российская компания «Моденжи». Для гаек рекомендуется использовать материалы MODENGY 1014 и MODENGY 1011. Однако для придания им описанных свойств необходима полимеризация в печи, что может вызвать некоторые затруднения.


Крепежные детали с покрытием MODENGY и без

Рис. 3.Крепежные детали с покрытием MODENGY


Кадмиевое покрытие демонстрирует эффективную защиту от коррозии в морском климате, однако выделяет токсичные испарения, из-за чего запрещено во многих странах.

Резьбовые пасты отлично справляются с задачей облегчения монтажа соединений. Однако они обладают малым сроком службы, выдавливаются при сильном закручивании, вымываются и испаряются с места нанесения.

Лакокрасочное покрытие гаек наносится в декоративных и защитных целях. Однако сцепление краски с поверхностью варьируется в каждом конкретном случае и даже оптимальная подготовка элементов не может гарантировать долгий срок службы.

Пластиковое покрытие применяется для герметизации предотвращения самопроизвольного раскручивания соединения. Но оно не может защитить детали от коррозии и сильно влияет на конечный размер детали.

Фосфатное напыление используют в ситуациях, когда внешний вид деталей не важен. Гайки покрывают специальным составом, который образует на поверхности фосфатную пленку, имеющую высокие антикоррозионные свойства. Частицы материала глубоко проникают в микронеровности металла и защищают его от сколов и трещин.

Оптимальный вариант покрытия необходимо выбирать исходя из целей применения, условий эксплуатации гаек, их размеров и диаметра.


Максимальные результаты показывают многослойные покрытия, например медно-никелевое, цинковое с хроматированием, фосфатирование с последующим нанесением антифрикционных покрытий.

Возврат к списку