Ходовые винты с твердосмазочным покрытием как способ повышения эффективности работы передачи «винт-гайка»

Ходовые винты с твердосмазочным покрытием как способ повышения эффективности работы передачи «винт-гайка»

Ходовые винты с твердосмазочным покрытием как способ повышения эффективности работы передачи «винт-гайка»
  1. АТСП для ходовых винтов: принцип действия, преимущества и примеры использования
  2. Примеры внедрения технологии твердой смазки в винтовую передачу скольжения

Ходовые винты – это детали механизма «винт-гайка», которые преобразуют вращение приводного устройства в прямолинейное поступательное движение механизмов. Они используются в широком спектре оборудования.

Ходовые винты нашли применение в запорной арматуре клапанов теплоэлектростанций, трубопроводной арматуре, системах открывания дверей железнодорожного транспорта, установках для быстрого прототипирования, подъемных устройствах на станциях технического обслуживания автомобилей, станках различного назначения и др.


Рис.1. Ходовой винт запорного клапана ТЭС с твердосмазочным покрытием MODENGY

Рис.1. Ходовой винт запорного клапана ТЭС с твердосмазочным покрытием MODENGY


В процессе функционирования приводного механизма в паре «ходовой винт-гайка» возникает сильное трение, которое стимулирует износ элементов. Работа деталей без применения смазочных материалов приводит к быстрому износу компонентов.

Традиционные смазки не в полной мере подходят для обслуживания ходовых винтов, так как они:

  • Из-за своей липкой текстуры притягивают на поверхность деталей пыль и другие мелкие частицы, тем самым стимулируя абразивный износ компонентов
  • Требуют постоянного обновления для защиты элементов от износа
  • Смываются жидкостями, испаряются и выдавливаются из узла
  • Не могут функционировать в условиях воздействия щелочей и других агрессивных сред

Использование традиционных смазочных составов накладывает существенные ограничения на области использования ходовых винтов.

Применение масел и пластичных смазок возможно исключить посредством использования в узле полимерной гайки с интегрированными в ее состав смазочными веществами. Однако полный отказ от сервисных материалов влечет за собой снижение несущей способности и ресурса компонентов.

Наиболее эффективным способом повышения ресурса винтовой передачи является применение составов, которые реализуют технологию твердой смазки.

В России материалы, реализующие данную технологию, выпускает компания «Моденжи».

Применение антифрикционных твердосмазочных покрытий (АТСП) дает ходовым винтам неоспоримое преимущество – возможность длительного функционирования без периодического обслуживания.

Рис.2. Детали передачи "винт-гайка" до и после нанесения покрытий MODENGY

Рис.2. Детали передачи "винт-гайка" до и после нанесения покрытий MODENGY


Также использование твердой смазки позволяет существенно расширить возможности эксплуатации ходовых винтов.


АТСП для ходовых винтов: принцип действия, преимущества и примеры использования

Покрытия содержат в своем составе частицы твердосмазочных веществ – ПТФЭ, графита, дисульфида молибдена и других.

Они наносятся методами окрашивания из распылительного оборудования или аэрозольных баллонов, имеют разные режимы полимеризации в зависимости от вида материала.

После отверждения покрытий на ходовых винтах образуется гладкий сухой устойчивый слой, который очень прочно удерживается на поверхности деталей.



Он изолирует элементы от влияния внешних факторов, эффективно снижает трение и износ сопряженных поверхностей, обеспечивает ресурсную смазку (не требует повторного нанесения в течение всего срока эксплуатации оборудования).

Также преимуществами АТСП на ходовых винтах являются:

  • Обеспечение защиты от коррозии
  • Работоспособность в широком диапазоне условий: в агрессивных средах, запыленных помещениях, в условиях температурных перепадов, экстремальных нагрузок
  • Малый коэффициент трения, который остается стабильным несмотря на изменение осевой нагрузки
  • Устранение посторонних звуков и вибрации при перемещении элементов
  • Чистота и безопасность

Применение покрытий, как правило, осуществляется производителями ходовых винтов. Конечные потребители предпочитают не наносить антифрикционные материалы самостоятельно, так как многие марки покрытий требуют соблюдения строгих условий по подготовке поверхности, режимам полимеризации, контролю адгезии и толщины, полноты полимеризации.


Примеры внедрения технологии твердой смазки в винтовую передачу скольжения

АТСП MODENGY 1001 наносится на ходовые винты задвижек газового оборудования.

Оно предотвращает заедание деталей, уменьшает нагрузку, сохраняет работоспособность при повышенных температурах (не «стекает»).

Покрытие MODENGY 1001

Рис.3. Покрытие MODENGY 1001


В оборудовании для работы с образцами ДНК и медицинских приборах АТСП позволяет исключить риск загрязнения. К материалам, применяемым в подобном оборудовании, предъявляются строгие требования в вопросе чистоты и безопасности. Подобным условиям должны удовлетворять смазки в оборудовании для производства полупроводников.

Ходовые винты офисной техники нуждаются в обеспечении длительной бесперебойной работы без остановок на обслуживание. Усложняют задачу частицы тонера, которые попадают на детали. В данных узлах оптимально использовать исключительно твердосмазочные материалы.


Заводы химической отрасли, а также предприятия-производители волокнистых материалов нуждаются в смазочных составах, которые сохраняют работоспособность в щелочной среде и не пачкают готовую продукцию.


АТСП не подвержены разрушению при контакте с химическими средами, не оставляют следов, уменьшают трение и износ сопряженных деталей при запуске и остановке оборудования и после продолжительного простаивания узлов, повышают износостойкость деталей.

Рис.4. Ходовые винты с антифрикционным твердосмазочным покрытием MODENGY 1014

Рис.4. Ходовые винты с антифрикционным твердосмазочным покрытием MODENGY 1014


Внедрение технологии твердой смазки перспективно на многих предприятиях. Ходовые винты, на поверхности которых сформирован слой твердосмазочного покрытия, обладают повышенной стойкостью к коррозии, высокой несущей способностью и грузоподъемностью, могут работать при высоких скоростях перемещения, имеют продолжительный ресурс.



К деталям передачи «винт-гайка» предъявляются повышенные требования, касающиеся их надежности, эксплуатационного ресурса, диапазона условий работы. Ходовые винты с АТСП MODENGY удовлетворяют самым высоким требованиям и набирают все большую популярность по мере распространения информации об их преимуществах.

Возврат к списку