Катафорезное грунтование: назначение, этапы, преимущества

Катафорезное грунтование: назначение, этапы, преимущества

Катафорезное грунтование: назначение, этапы, преимущества
  1. Катафорезный грунт: основные свойства
  2. Как осуществляется катафорезное грунтование?
  3. Антиадгезионное покрытие для повышения эффективности работы оборудования
  4. Преимущества и недостатки катафорезного грунтования

Катафорезный грунт: основные свойства

Катафорезным грунтом называется защитный слой белого, черного или серого цвета, который создается на металлических деталях на этапе их производства до или вместо нанесения лакокрасочного покрытия или эмали.

Главным назначением катафорезной грунтовки является повышение стойкости металла к коррозии. Грунт обладает высокими проникающими свойствами, отлично удерживается на поверхности детали, на катафорезный слой хорошо ложится последующее цветное покрытие.

По результатам ускоренных испытаний в камере соляного тумана нанесение катафорезного грунта в десятки раз увеличивает время нахождения деталей в агрессивной среде без образования коррозии – до 1500 часов в соляном тумане на предварительно отфосфатированной поверхности. По сроку эксплуатации катафорезный грунт обеспечивает защиту на срок около 10 лет.


Катафорезный грунт представляет собой двухкомпонентную пасту, которая в ванне грунтования распределяется в деминерализованной воде, кислотах и необходимых добавках для повышения равномерности нанесения и других характеристик.


На современных производствах используется катафорезная паста без свинца и олова, что позволяет повысить экологичность процесса. Паста состоит из эмульсии (положительно заряженные полимеры, которые обеспечивают эластичность пленки и сопротивляемость внешним факторам) и пигмента.

Черный катафорезный грунт применяется без последующего окрашивания. Он является самостоятельным покрытием. Для создания грунта такого цвета в состав пасты вводятся добавки, защищающие слой от воздействия ультрафиолета.

В связи с эксплуатацией без верхнего лакокрасочного слоя, такой грунт должен обладать повышенной износостойкостью и прочностью.

Толщина катафорезного грунта составляет около 25 микрометров.


Как осуществляется катафорезное грунтование?

Создание слоя катафорезного грунта осуществляется в три этапа: подготовка поверхности, окунание изделий в катафорезную ванну, полимеризация в сушильной камере.

Для качественного нанесения катафорезного грунта и обеспечения его максимального ресурса поверхность изделий необходимо качественно подготовить.

Для начала с поверхности удаляется вся коррозия при ее наличии, детали тщательно очищаются и обезжириваются.

До нанесения катафореза осуществляют травление, активацию, фосфатирование с промыванием деталей после каждого этапа.

Нанесение катафорезного грунта осуществляется методом погружения изделия в ванну.


Металлическая деталь с отрицательным зарядом погружается в жидкость с положительным. За счет электроосаждения пигмент прочно закрепляется на поверхности детали, глубоко проникая во все ее поры.


Незакрепленные на поверхности частицы смываются, после чего изделия отправляются впечь для полимеризации состава.

Под воздействием высокой температуры слой отверждается и становится готов к последующему нанесению эмали либо эксплуатации.


Антиадгезионное покрытие для повышения эффективности работы оборудования

Одной из проблем, с которой сталкиваются операторы линий катафорезного грунтования, является обрастание подвески для погружения изделий в грунт пигментом.

После многократных погружений оснастку необходимо очищать, этот процесс занимает большое количество времени, что снижает производительность технологического процесса.


Обрастание оснастки пигментом после катафорезного грунтования


Решение данной проблемы найдено в области антиадгезионных покрытий. Эти материалы служат в качестве разделительного барьера, который прочно сцеплен с поверхностью детали, на которую нанесен, но не имеет сцепления с материалами из внешней среды: расплавленными пластиками, клеевыми составами, пигментом катафорезного грунта.

Нанесение на поверхность погружного оборудования антиадгезионного покрытия MODENGY 1014 позволяет повысить эффективность его работы.

Покрытие было успешно испытано на линии катафорезного грунтования. Образец с материалом был закреплен на подвеску с помощью проволоки, после цикла работы на нем не было обнаружено обрастания.


Пластина после испытаний на линии катафорезного грунтования


Создание антиадгезионного слоя на подвеске позволяет оптимизировать процесс работы оборудования, а также увеличить срок его службы, так как покрытие защищает детали от коррозии и разрушения в химически агрессивной среде.


Преимущества и недостатки катафорезного грунтования

Катафорезное грунтование получило наибольшее распространении в автомобильной промышленности.

Черный катафорез наносят на детали подвески, некоторые элементы салона, остальными видами покрывают кузов, полностью погружая его в грунт.

Также катафорезное грунтование применяют при изготовлении стальной мебели, спецтехники, железнодорожного транспорта, бытовой техники и многого другого оборудования.

Широкое распространение этого способа обработки поверхности обусловлено высокими антикоррозионными свойствами и длительным ресурсом покрытия.

Слой катафорезного грунта получается очень равномерным, он защищает детали не только от коррозионного разрушения, но и механических повреждений. Он устойчив к сколам, воздействию химически агрессивных сред и прочих неблагоприятных факторов.

К недостаткам катафореза относится трудоемкость процесса нанесения. Для осуществления окунания крупногабаритных изделий необходимо сложное оборудование, большие помещения. Кроме того, катафорезный грунт практически не восстанавливается, так как этот процесс очень затратный и не является экономически целесообразным.

Возврат к списку