Катафорезная грунтовка: функции катафореза на деталях автомобиля

Катафорезная грунтовка: функции катафореза на деталях автомобиля

Катафорезная грунтовка: функции катафореза на деталях автомобиля
  1. Что добавляют в катафорезный грунт?
  2. Как наносится катафорезная грунтовка?

Катафорезное грунтование вытесняет другие виды обработки деталей благодаря своей высокой эффективности против коррозии и повреждений.

Качественный катафорез способен предохранять металл от дефектов и появления ржавчины на протяжении всего срока его работы.

Катафорез получил широкое распространение во многих отраслях промышленности, но наиболее широко его применяют в автомобилестроении.

Для различных узлов транспортных сред используют отличающиеся составы катафорезного грунта.


Кузов покрывают серым грунтовочным материалом, который впоследствии окрашивается эмалью для придания необходимого цвета. Узлы нижней части автомобиля, подвески, колесные диски покрывают черным катафорезом. Он не нуждается в последующем нанесении верхнего слоя.


Черный катафорез обладает повышенной прочностью и износостойкостью, устойчивостью к ультрафиолету.

Также существует белый катафорезный грунт. Он, как правило, наносится на корпусы холодильников, стиральных машин и другой бытовой техники.

Выделяют и транспортировочный грунт для автомобилей. Его назначение состоит в защите деталей при их хранении и доставке между производственными площадками. Такой грунт не отличается высокими эксплуатационными свойствами и удаляется с поверхности деталей.

В автомобильной промышленности нанесение катафорезной грунтовки не только позволяет защитить детали от образования ржавчины, но и повысить качество наносимого сверху слоя лакокрасочного материала.


Что добавляют в катафорезный грунт?

Катафорезная грунтовка представляет собой двукомпонентный состав, включающий материал полимерной природы, служащий для образования прочного непроницаемого слоя, и пигментную пасту.

Также к ним могут добавлять специальный компонент, предотвращающий появление дефектов на покрытии. Повреждения слоя, как правило, становятся следствием наличия посторонних частиц на поверхности обрабатываемых деталей. Добавки минимизируют их влияние на качество покрытия.


Для нанесения на детали грунтовка добавляется в резервуар со смесью деминерализованной водой, комбинацией кислот, небольшим количеством растворителя.


В процессе грунтования деталей содержимое ванные перемешивается для предотвращения выпадения осадка.

Под действием электрического тока сухое вещество (грунт) выделяется из раствора, оседая на деталях.


Как наносится катафорезная грунтовка?

Грунтованию подвергаются чистые и сухие детали, с которых удалены оксидные пленки, ржавчина, остатки прошлых покрытий.

Для повышения качества грунтования изделия подвергаются предварительной обработке.


Основной операцией подготовки поверхности к нанесению катафорезной грунтовки является фосфатирование. Этот этап позволяет улучшить сцепление верхнего слоя, а также увеличить стойкость к коррозии.


По результатам ускоренных испытаний в камере соляного тумана, катафорезный слой, нанесенный на отфосфатированную поверхность, демонстрирует результаты в 2000 часов. Это очень высокий показатель, в реальных условиях такая защита может предотвращать коррозию на протяжении всего срока эксплуатации изделий.

Кроме фосфатирования могут осуществлять абразивную обработку, травление, пассивацию, активацию. Данные этапы могут как повторяться, так и исключаться из технологического процесса. Решение принимается в зависимости от исходного качества поверхности, типа изделия и многих других факторов.

Катафорезная грунтовка наносится методом окунания деталей в раствор.

Метод грунтования основан на движении частиц сухого вещества под влиянием электрического тока.

В случае с катафорезом деталь является катодом, то есть ей придается отрицательный заряд. К ванне грунтования подключают источник положительного заряда.


При подаче напряжения частицы грунта осаждаются на противоположно заряженном металле, формируя тонкий устойчивый слой. Грунт обладает высокой проникающей способностью, заполняет мельчайшие поры на поверхности и проникает во все углубления.


Чтобы пигмент осаждался только на поверхностях деталей, на подвеску, используемую для окунания изделий в резервуар, наносят специальные антиобрастающие покрытия.


Обрастание подвески пигментом


Они изолируют подвеску от контакта с грунтом и, обладая высокими антиадгезионными свойствами, предотвращают закрепление материала на поверхности.

Для этой цели используется MODENGY 1014 – покрытие с высокими антиадгезионными и противокоррозионными свойствами.


Образец с MODENGY 1014 после испытаний на линии катафорезного грунтования. Обрастаний не обраружено


Покрытие было успешно испытано на линии нанесения катафорезного грунта электроосаждением, предотвратив оседание грунта на подвеске.

После окунания деталей в грунт их промывают для удаления незакрепившихся частиц грунта.

Полимеризация покрытия осуществляется в термической камере. В ней циркулирует горячий воздух, нагретый до +160 °С. Процесс сушки осуществляется около получаса.


Окраска автомобиля


Готовый катафорезный грунт на кузове автомобиля покрывают дополнительным слоем грунта для выравнивания неровностей, цветной эмалью и лаком.

Возврат к списку