Карданный вал. Конструкция и сервис
- Конструкция карданного вала
- Типы карданной передачи
- Смазка для карданного вала
- Проверка состояния карданного вала
Карданный вал представляет собой устройство, которое предназначено для передачи вращения от коробки переключения передач на редуктор заднего моста. Он установлен в полноприводные и заднеприводные модели автомобилей.
Устройство выполнено в виде длинной балки, соединяющей коробку передач и задний мост и установлено вдоль выхлопной системы.
Конструкция карданного вала
Все элементы, входящие в состав карданного вала, отличаются своей простотой и высокой «живучестью». Это связано с эксплуатацией устройства в жестких условиях. Сама конструкция включает в себя несколько деталей.
Центральный вал представляет собой полую стальную трубу. Пустота необходима для облегчения конструкции.
Промежуточный вал нужен для устранения вибраций, возникающих при вращении длинной трубы. Также на нем закреплены вилки шарниров, которые соединяют центральный и промежуточных вал.
Элемент шарнира с наконечниками, который имеет игольчатый подшипник, называется крестовина. Ее задача состоит в передаче вращения от ведущей вилки к ведомой. Также она обеспечивает беспрепятственное вращение двух валов.
Подвесной подшипник нужен для стабилизации вращения промежуточного вала.
Скользящая вилка способна изменять длину механизма в небольших диапазонах. Ее главное назначение – сцепление карданного вала с передачей в заднем редукторе.
Эластичная муфта смягчает удары устройства при его смещении во время движения.
Типы карданной передачи
Современные автомобили оснащаются следующими типами карданных передач.
Механизмы с шарниром неравных угловых скоростей принято считать классическими. Они применяются в основном на заднеприводных автомобилях.
Карданная передача, оборудованная шарнирами равных угловых скоростей, очень часто используется на современных внедорожниках. Она способна практически полностью убрать вибрации, обеспечивая более комфортное вождение.

Система с полукарданными упругими шарнирами выполнена в виде резиновой муфты, обеспечивающей аккуратное и плавное начало движения без резких нагрузок. Она способна передавать крутящий момент при изгибах не более 8 градусов. Жесткий полукарданный шарнир отличается своим сложным техническим устройством. Он передает момент с помощью зазоров в шлицевом соединении. Из-за сложности его изготовления и большого количества недостатков такая система не применяется в автомобилестроении.
Смазка для карданного вала
Технический осмотр карданного вала рекомендуют проводить каждые пять тысяч километров. Необходимо проверять состояние всех составных элементов механизма.
Устройство постоянно подвергается воздействию пыли, грязи, воды, химических реактивов (в зимний период).
Чтобы защитить элементы механизма от всех негативных факторов, приводящих к износу, нужно регулярно смазывать их. Для этого следует использовать специальные сервисные материалы.
Высокая адгезия материала способствует устойчивости к смыванию водой и хорошей защите от коррозии. Также смазка обладает длительным сроком службы.

Проверка состояния карданного вала
Карданный вал нуждается в проверке в случаях появления дополнительного шума, протечки масла возле коробки переключения передач, стука при включении передачи, ощущения увеличивающейся вибрации.
Диагностика проводиться на подъемнике или при помощи домкрата. При этом ведущие колеса должны свободно вращаться.
Узлы, подлежащие проверке:
- Крепление
- Эластичная муфта
- Скользящая вилка
- Шарниры
- Подшипник подвесного крепления
- Балансировка
Карданный вал постоянно находится в движении и испытывает большие нагрузки, соответственно, он может довольно часто сталкиваться с неисправностями. Чтобы этого избежать, следует следить за состоянием механизма.
