ФАБО – финишная антифрикционная безабразивная обработка – плюсы и минусы технологии, современные альтернативы

ФАБО – финишная антифрикционная безабразивная обработка – плюсы и минусы технологии, современные альтернативы

ФАБО – финишная антифрикционная безабразивная обработка – плюсы и минусы технологии, современные альтернативы
  1. ФАБО: метод осуществления
  2. Достоинства и недостатки ФАБО
  3. Альтернативы ФАБО

ФАБО: метод осуществления

Сущность метода финишной антифрикционной безабразивной обработки состоит в нанесении на поверхность деталей металлической пленки, имеющей низкий коэффициент трения. Благодаря этому получается увеличить ресурс обработанных элементов.

Чаще всего технология ФАБО применяется при осуществлении капитального ремонта деталей двигателей. Также практикуется применение технологии на новых деталях – благодаря этому удается повысить срок их службы до 2х раз.

Также ФАБО используется на деталях оружия, компонентах самолетов и в других установках.

Пленка формируется с применением пруткового инструмента из мягкого металла – латуни, меди, бронзы и других.

Толщина защитного слоя составляет всего 1-5 микрометров, он повышает износостойкость и снижает трение сопряженных поверхностей.


Формирование пленки при ФАБО

Рис.1. Формирование пленки при ФАБО


ФАБО является завершающим этапом обработки деталей. Она осуществляется после шлифования, хонингования, полировки или другой механической обработки поверхности. Нанесение антифрикционной пленки может уменьшить шероховатость грубых поверхностей.

Процесс ФАБО выглядит следующим образом. Цилиндрическая деталь закрепляется на станке, придающем ей вращение. К ней прижимается пруток.

Поверхность обрабатываемого элемента должна быть должным образом подготовлена: очищена и обезжирена, защищена и освобождена от масляных и окисных пленок.

В процессе трения металл прутка переносится на поверхность вращающейся детали, формируя на ней тонкую пленку. Слой металла прочно удерживается на поверхности обработанной детали.


Деталь после ФАБО

Рис.2. Внешний вид детали после ФАБО


Важным условием, обеспечивающим эффективную ФАБО, является использование в процессе трения технологической жидкости. В качестве нее может выступать глицерин или смесь глицерина и соляной кислоты.


Станок для проведения ФАБО

Финишная антифрикционная безабразивная обработка может осуществляться на станках, обеспечивающих вращение детали цилиндрической формы – токарных, сверлильных, хонинговальных и им подобных.

Обработка элементов другой конфигурации затруднена.

Для создания пленки на внутренней поверхности цилиндров двигателей используется станок особой конструкции.


Достоинства и недостатки ФАБО

Технология ФАБО позволяет значительно увеличить срок службы деталей. Защитная антифрикционная пленка предотвращает появление задиров на сопряженных поверхностях, обеспечивает бесшумную работу механизмов, увеличивает периодичность обслуживания узлов.

По причине ряда недостатков данный способ снижения износа компонентов не получает достаточно широкого распространения.

Главной слабой стороной финишной антифрикционной безабразивной обработки является ограниченность применения.


Создание защитной пленки по технологии ФАБО возможно исключительно на деталях из стали и чугуна. Исключено ее использование на алюминиевых, хромированных деталях, элементах, покрытых баббитом.


Стальные и чугунные детали должны иметь форму тел вращения. В противном случае их обработка будет крайне затруднительной.

Также тормозит распространение данного вида обработки деталей сложная технология. Нанесение защитного слоя занимает много времени, процесс обработки достаточно трудоемкий и требующий высокой точности.

Прутковый инструмент зачастую изнашивается неравномерно, поэтому требует постоянной смены.


Альтернативы ФАБО

В настоящее время существуют материалы, которые имеют более простое применение и более высокую эффективность, чем классическая ФАБО.

Они также формируют на поверхностях тонкий сухой слой, обладающий высокими антифрикционными характеристиками.

Благодаря удобному и технологичному нанесению, а также более высоким эксплуатационным характеристикам они получают широкое применение в различных областях.

Такие материалы можно наносить на детали любой конфигурации, изготовленные из большого количества конструкционных материалов.


Антифрикционные твердосмазочные покрытия

Покрытия, реализующие технологию твердой смазки, позволяют снизить трение и износ благодаря созданию на деталях тонкой смазочной пленки.

Они содержат частицы твердых смазочных веществ, связующие и растворители. Материалы наносятся на предварительно подготовленные детали обычными методами окрашивания и полимеризуются при комнатной температуре или в печи.

Покрытия применяются на деталях любой формы, изготовленных из металла, пластика, кожи, керамики, дерева и других конструкционных материалов.

В некоторых случаях они выступают в качестве эффективной замены ФАБО. Например, на компонентах испытательной триботехнической машины была выполнена финишная антифрикционная безабразивная обработка. В процессе эксплуатации стало понятно, что защитная пленка не может предотвратить преждевременное изнашивание элементов.

Направляющие скольжения испытательной установки

Применение покрытия MODENGY 1005 позволило решить данную проблему: увеличить ресурс элементов и повысить плавность перемещения компонентов.


ФАБО паста притирочная

Слой, наиболее похожий на пленку, образованную после финишной антифрикционной безабразивной обработки на станке, создает притирочная паста ФАБО.

Она работает по принципу, схожему с традиционной ФАБО, однако имеет облегченный вариант применения. Паста разработана для использования на деталях двигателя внутреннего сгорания с целью снижения износа компонентов и повышения герметичности соединений.


Результат применения притирочной пасты ФАБО

Рис.3. Результат применения притирочной пасты ФАБО


Однако притирочную пасту ФАБО вряд ли можно рассматривать в качестве полноценной замены ФАБО на станке с использованием пруткового инструмента.

Данный материал не демонстрирует заявленных свойств в процессе его практического применения.

Применение ФАБО и современных технологий, ее заменяющих, позволяет снизить трение и износ сопряженных поверхностей, увеличить ресурс деталей, уменьшить необходимость в обслуживании узлов и механизмов.

Возврат к списку