Сухая смазка: что это и какую выбрать?
Все большую популярность в последнее время приобретает такой вид смазочных материалов как антифрикционные покрытия (АФП, или сухие смазки). Их применение позволяет решать целый комплекс проблем, связанных с потерями на трение в движущихся узлах. Во многих случаях АФП демонстрируют лучшую результативность по сравнению с традиционными пластичными смазками и полностью их заменяют.
По текстуре и внешнему виду покрытия напоминают краски, но вместо пигмента они содержат высокодисперсные частицы твердых наполнителей, обладающих стабильно низким коэффициентом трения и хорошим смазочным эффектом.
Самыми распространенными твердыми смазками в составе АФП являются дисульфид молибдена, поляризованный графит и политетрафторэтилен (ПТФЭ). Первые два вещества придают покрытиям способность выдерживать очень высокие нагрузки, материалы на основе ПТФЭ максимально смягчают трение сопряженных поверхностей за счет создания очень гладкого защитного слоя.
Твердые смазки равномерно распределены в смеси связующих компонентов: эпоксидных, акриловых, фенольных и других смол, титанатов, полиуретанов и пр. Благодаря им обеспечивается отличная адгезия покрытий.
Растворители в составе АФП предназначены для равномерного распределения твердых частиц и связующих на субстрате. Практически сразу после нанесения покрытия они испаряются.
Толщина слоя легко контролируется и может составлять от 5 до 20 мкм, что практически не влияет на исходную точность размеров детали.
Сухие смазки наносятся широкоизвестными методами окрашивания: кистью, окунанием, трафаретной печатью или распылением. Последний способ – очень быстрый и удобный, поэтому АФП в аэрозольных баллонах наиболее популярны.