Тенденции разработки двигателей: как покрытия для поршней позволяют повысить мощность и ресурс агрегатов?

Тенденции разработки двигателей: как покрытия для поршней позволяют повысить мощность и ресурс агрегатов?

Тенденции разработки двигателей: как покрытия для поршней позволяют повысить мощность и ресурс агрегатов?
  1. Основные направления современного двигателестроения
  2. Какие эффекты дает применение антифрикционных покрытий на юбках поршней?
  3. Российские покрытия для поршней

Основные направления современного двигателестроения

Конструкторы и разработчики современных двигателей вынуждены искать новые решения в производстве силовых агрегатов. Это связано с рядом современных тенденций двигателестроения, которые необходимо соблюдать при проектировании новых моторов.

К основным тенденциям двигателестроения относятся:

  • Экологичность – снижение выбросов токсичных веществ, в частности углекислого газа
  • Экономичность – снижение потребления масла и топлива
  • Уменьшение габаритов
  • Повышение мощности и коэффициента полезного действия
  • Увеличение ресурса

Чтобы достичь повышения мощности и КПД двигателя, необходимо снизить его массу, при этом увеличив рабочую температуру, а также нагрузки на элементы конструкции.

Чем сложнее условиях эксплуатации двигателя, тем более высокие требования предъявляются к его деталям, особенно высоконагруженным элементам – поршням.


Подавляющая часть нагрузок двигателя (до 60 %) приходится на поршни, поршневые кольца и подшипники.


В цилиндро-поршневой группе потери на трение составляют до 50 %.

Чтобы обеспечить работоспособность деталей в экстремальных условиях, необходимо использовать защитные покрытия для поршней.


Антифрикционные покрытия MODENGY для поршней


В современных агрегатах требования к покрытиям ужесточаются: появляется необходимость в применении материалов с высокой термостойкостью – до +280 °С и стойкостью к истиранию в условиях очень больших нагрузок.


Какие эффекты дает применение антифрикционных покрытий на юбках поршней?

Чтобы обеспечить возможность ужесточать условия работы двигателей, а именно расширять температурный диапазон эксплуатации и повышать нагрузки на боковые поверхности поршней, необходимо использовать специальные антифрикционные и защитные материалы – покрытия.

Антифрикционные покрытия широко используются в автомобилях: наносятся на пластиковые элементы для устранения скрипа, на шлицевые соединения, штоки амортизаторов, поджимные механизмы рулевых реек, рулевые шарниры, шпильки ГБЦ, дроссельные заслонки, вкладыши и другие.

Но наиболее перспективно их использование на юбках поршней двигателей.

Слой антифрикционного покрытия наносится на юбки поршней для их защиты в условиях, в которых детали повергаются повышенному изнашиванию.

К таким условиям относятся «масляное голодания», отсутствие зазора вследствие теплового расширения деталей, приводящее к заеданиям.

Тонкая смазочная пленка характеризуется малым коэффициентом трения, отличными антизадирными свойствами, несущей способностью, износостойкостью.


Обеспечение аварийной смазки – одна из важнейших функций покрытия для поршней. Это означает, что материал снижает трение и износ в случае нарушения гидродинамического режима трения.


Масло может перестать качественно выполнять свои функции по многим причинам – недостаток жидкости в системе, «холодный пуск» двигателя, при котором не успевает сформироваться прочная смазочная пленка, а также в систему подается увеличенное количество горючего, разбавляющего смазку, перегрев мотора, при котором масло становится слишком жидким, использование некачественной смазки, склонной к быстрому окислению.

Слой покрытия в процессе работы притирается, то есть может уменьшаться в толщине на несколько микрометров. Это позволяет поршню адаптироваться к форме цилиндра и обеспечивать зазор между деталями при его непродолжительном отсутствии в процессе эксплуатации мотора.


Поршни автомобиля с покрытием MODENGY 1007


Применение покрытий для юбок поршней постепенно становится обязательным для обеспечения высокой надежности работы моторов.

Поэтому разработка и подбор таких покрытий становится одной из тенденций двигателестроения. Отсутствие на поршнях покрытий накладывает существенные ограничения на возможность усложнения конструкции двигателя и улучшения его эксплуатационных характеристик.


Российские покрытия для поршней

В двигателестроении используются как импортные покрытия, так и российские. Последние все чаще применяются в рамках политики импортозамещения.

Их производит брянская компания «Моденжи», которая специализируется на инновационных технологиях снижения трения и износа.

При массовом выпуске поршней используется покрытие с графитом MODENGY 1007. Нанесение осуществляется одним из самых производительных методов – трафаретной печати. Также материал, как и другие, может наноситься из пневматического пистолета.



MODENGY 1066 – покрытие с дисульфидом молибдена и графитом. Оно обладает очень высокой несущей способностью, наносится из оборудования для распыления.

Если нет возможности отверждения поршней в печи, применяют материал MODENGY 1003. Он наносится методом распыления и отверждается за 12 часов при комнатной температуре (также возможна полимеризация в печи за более короткий срок).

Для удобного применения покрытия без использования оборудования для нанесения и полимеризации разработан набор MODENGY для нанесения покрытия на детали двигателя. Он содержит два баллона – с очистителем-активатором для подготовки поверхности к нанесению материала и покрытием с дисульфидом молибдена и графитом, – а также перчатки.



Все материалы устойчивы к воздействию моторного масла и высоких нагрузок, обладают свойствами антиаварийной смазки, износостойкостью выше, чем у конструкционных материалов и высоким пределом рабочих температур (до +350 °C).

Возврат к списку