Гильзовка блока: как установить новые гильзы в цилиндры двигателя?
- Гильзование двигателя: сущность
- Гильзовка блока: основные методы
Гильзование двигателя: сущность
Гильзование двигателя – это процесс установки цилиндрических втулок (гильз) в гнезда блока цилиндра двигателя, чтобы заменить изношенные поверхности, сопрягаемые с поршнем.
Таким образом гильзы становятся новыми стенками цилиндров двигателя.
Этот процесс может быть выполнен на моторах различных типов – бензиновых, дизельных.
Причины, по которым может потребоваться гильзование двигателя, включают износ цилиндров вследствие трения с поршневыми кольцами, схватывания и появления дефектов из-за контакта металлических поверхностей, повреждения от перегрева или окислительных процессов на поверхностях трения, а также необходимость корректировки рабочего объема двигателя.
Некоторые моторы производятся уже загильзованными. Это обусловлено необходимостью снизить вес агрегатов. Изготовление блока цилиндров из относительно легкого алюминия вместо чугуна позволяет значительно уменьшить массу, а чугунная прочная гильза предотвращает быстрый износ алюминиевых цилиндров.
Гильзы могут быть сделаны из различных материалов, таких как чугун, сталь или алюминий, отличаться толщиной и конструктивными особенностями.
Различают два основных вида гильз: сухие и мокрые.
Мокрые гильзы устанавливаются, как правило, на заводах-изготовителях автокомпонентов. Они оснащаются уплотнительными прокладками, которые исключают попадание в блок цилиндров жидкости из системы охлаждения. Название они получили за счет наличия контакта с данной жидкостью.
Сухие гильзы не соприкасаются с системой охлаждения, поэтому представляют собой цельные металлические втулки.
Процесс гильзования включает в себя удаление старых втулок при их наличии, механическую обработку стенок цилиндров и установку новых гильз.
Гильзовка блока: основные методы
Установка мокрых гильз не требует наличия специальных навыков или оборудования. Они легко извлекаются из посадочного гнезда и устанавливаются в него под собственным весом.
Все, что необходимо сделать для установки мокрой гильзы – подобрать подходящую ремонтную деталь. Однако иногда приходится прибегать к расточке блока, для этого уже требуются специальные инструменты.
Установка сухих гильз осуществляется гораздо сложнее. Перед проведением монтажа обязательно проводится подготовка посадочного гнезда – снятие слоя металла для устранения всех дефектов и восстановления формы.
После этого сухую гильзу с натягом устанавливают в блок цилиндров. Это осуществляют двумя методами – «горячим» или «холодным».
Наиболее традиционным является первый вид гильзования двигателя. В рамках него блок цилиндров подвергают нагреву, а гильзу охлаждают. Разница температур деталей достигает +200 °С.
Важно отметить, что гильзование двигателя горячим методом – это сложный процесс, который требует опыта и специального оборудования. Поэтому рекомендуется доверить эту работу опытным профессионалам.
Установка сухих гильз методом запрессовки технологически проще и быстрее.
Она заключается в использовании специального смазочного материала, который облегчает посадку гильзы в цилиндр под давлением гидравлического пресса.
Пластичная смазка для этого не подходит, применяется сухой смазочный материал, например
Содержащийся порошок разделяет металлические поверхности в процессе запрессовки, снижая и стабилизируя усилие, необходимое для монтажа, а также предотвращая образование задиров и других повреждений в процессе запрессовки.
Материал распыляется из аэрозольного баллона на чистые и сухие поверхности, излишки порошка после гильзования двигателя можно удалить сжатым воздухом.
Запрессовка с применением сухой смазки становится отличной альтернативой «горячему гильзованию» – монтаж гильз осуществляется быстрее, легче и качественнее.
Гильзование двигателя может быть необходимым для восстановления его работоспособности и увеличения рабочего объема. Однако важно понимать, что это сложный процесс, к которому нужно подходить серьезно, а лучше – доверять профессионалам.
Качественно загильзованный мотор штатно эксплуатируется на протяжении сотни тысяч километров и более. Поэтому гильзовка является одной из самых распространенных операций капитального ремонта двигателя.