Ремонт винтовых компрессоров: регламент обслуживания и способы профилактики неисправностей

Ремонт винтовых компрессоров: регламент обслуживания и способы профилактики неисправностей

Ремонт винтовых компрессоров: регламент обслуживания и способы профилактики неисправностей
  1. Основные неисправности винтовых компрессоров и их причины
  2. Регламентное техническое обслуживание
  3. Обслуживание подшипников электродвигателя компрессора
  4. Обслуживание привода компрессора
  5. Ремонт винтовых блоков компрессоров
  6. Как избежать поломок винтового компрессора

Винтовой компрессор принадлежит к одному из наиболее эффективных типов оборудования для получения сжатого воздуха. От стабильной работы компрессора часто зависит работоспособность целых производственных линий или строительных участков.


Большой спрос на винтовые компрессоры обусловлен их многочисленными преимуществами по сравнению с центробежными или поршневыми устройствами.

Основными достоинствами устройств винтового типа являются:

  • Простота монтажа и эксплуатации
  • Компактные размеры
  • Низкий уровень шума и вибрации
  • Непрерывность работы
  • Максимальная надежность
  • Длительный эксплуатационный период
  • Создание практически идеально чистого воздуха
  • Минимальные энергозатраты
  • Наличие системы автоматического контроля

Значительные нагрузки, агрессивные рабочие среды и нарушения правил эксплуатации могут привести к поломке оборудования. То, насколько сложным и затратным будет ремонт винтового компрессора, зависит от характера неисправности.


Регламентное техническое обслуживание компрессора


Рассмотрим причины возникновения неполадок в компрессорах винтового типа, регламент их обслуживания и ремонта, а также способы повышения межсервисного интервала.


Основные неисправности винтовых компрессоров и их причины

К необходимости ремонта винтовых компрессоров приводит использование некачественных масел, превышение температурного режима работы компрессора, выход из строя воздушного либо масляного фильтров, поломка термостата, износ приводных ремней, винтовой пары и сопрягаемых подшипников.


Основными признаками того, что компрессор требует как минимум диагностики, являются:

  • Повышенная температура или локальный нагрев винтовой пары
  • Падение давления и производительности агрегата
  • Посторонние шумы при работе
  • Повышенная вибрация
  • Течь масла по стыкам винтового блока
  • Заедание и подклинивание роторов

Регламентное техническое обслуживание

Первое техническое обслуживание (ТО) нового винтового компрессора производится обычно после 500 моточасов его работы. В маслозаполненном варианте устройства ТО сопровождается заменой масла и масляного фильтра. Последующие ТО осуществляются по регламенту через каждые 2500-3000 моточасов или один раз в год.


Перед проведением технического обслуживания необходимо убедиться, что компрессор отключен от электрической сети, отсоединен шаровым краном от ресивера и магистрали сжатого воздуха, разгружен и не находится под давлением.

Обслуживание подшипников электродвигателя компрессора

В подшипники электродвигателя обычно уже заложена заводская смазка, поэтому они не требуют первоначального обслуживания. Некоторые модели электродвигателей снабжены специальными масленками, подшипники в них смазываются каждые 2500-3000 моточасов.

При нормальных условиях окружающей среды (температура до +30° C) замена подшипников осуществляется каждые 12000 часов, в более тяжелых условиях эксплуатации – каждые 8000 часов. В любом случае такая работа должна производиться не реже одного раза в 4 года.


Обслуживание привода компрессора

Характерные причины поломки конструкций, в которых обороты от двигателя к винтовой паре передаются с помощью приводных ремней, следующие:

  • Высокое содержание в воздухе твердых частиц: оседая на поверхность ремня, они вызывают его повышенный износ, повреждение и разрыв
  • Температура, превышающая допустимые нормы: способствует растяжению ременной передачи

Проверку состояния ремней и, при необходимости, регулировку их натяжения, следует проводить каждые 500 часов наработки винтового компрессора. В замене ремни нуждаются через 7500-8000 моточасов.


Ременной привод компрессора


Компрессоры с шестеренчатым приводом требуют ремонта в случае износа шестеренок или заклинивания редуктора. Детали, выработавшие свой ресурс, меняются на новые.

Конструкции с прямым приводом требуют ремонта в случае повреждения гибкой муфты, соединяющей винтовую пару и двигатель. В данном случае производится замена детали и тщательная диагностика компрессора.


Ремонт винтовых блоков компрессоров

Винтовой блок является основным элементом компрессора, в котором происходит процесс сжатия воздуха за счет вращения ведущего и ведомого роторов.

Данный механизм является наиболее важным и дорогостоящим элементом конструкции. Его выходу его из строя обычно предшествуют следующие сбои в работе компрессора:

  • Повышение рабочей температуры блока
  • Вибрация и скрежет
  • Понижение давления воздуха

Простым с технологической точки зрения (и недорогим) является ремонт блока с заменой подшипников и сальников. Мероприятия могут быть как планово- предупредительными, так и срочными – при достижении наработки, близкой к критической. В процессе такого ремонта меняются опорные подшипники роторов и редуктора, втулка и сальниковое уплотнение, очищаются масляные каналы, устанавливаются необходимые зазоры между роторами и корпусом блока, проводится обработка винтовых элементов специальным покрытием.

Для нанесения на роторы (первичного или в целях восстановления заводского защитного слоя) существуют антифрикционные материалы в виде жидкостей или аэрозолей. Они подобны краскам, однако вместо пигмента содержат твердые смазочные вещества (дисульфид молибдена, графит, ПТФЭ и др.).

В нашей стране покрытия для роторов винтовых компрессоров наравне с другими «сухими» смазками выпускает компания Modengy.

Антифрикционные твердосмазочные покрытия (АТСП) MODENGY 1007MODENGY 1066 и MODENGY 1014 обладают чрезвычайно высокой несущей способностью и износостойкостью. Они наносятся на поверхности роторов слоем до 100 мкм, который в процессе приработки уменьшается в 2-2,5 раза. Готовая (отвержденная) полимерная пленка с частицами твердых смазок выполняет противозадирную функцию, обеспечивает минимально возможный зазор между винтовой парой и защищает детали от трения.

На фотоколлаже и в видеоролике ниже - результаты нанесения покрытия MODENGY 1007 на роторы винтового компрессора.

Роторы винтового компрессора до и после нанесения покрытия MODENGY



Более сложным является случай заклинивания блока. В зависимости от скорости срабатывания аварийной защиты компрессорной установки и быстроты реакции обслуживающего персонала степень разрушений при этом может отличаться.

В самых серьезных случаях при заклинивании блока разрушаются редуктор и корпус, обрывается хвостовик ведущего ротора, сами винты изгибаются. В подобных случаях резко возрастает количество операций, необходимых для восстановления винтовых элементов. К замене подшипников и сальника добавляются механическая обработка гребней и торцов роторов, их выравнивание и балансировка, восстановление хвостовика и корпуса винтового блока.


Повреждения винтового блока


Большинство производителей компрессоров гарантируют работу оборудования без капитального ремонта до 40000 часов. Однако это в идеальных условиях, которых при реальной эксплуатации не бывает.

Ресурс современных опорных подшипников винтовой пары составляет от 10000 до 20000 часов (в зависимости от качества этих деталей и регулярности технического обслуживания компрессора). После наработки этого времени при нагрузках на винтовую пару возникает шум, который нарастает по мере увеличения износа оборудования. В результате компрессор начинает перегреваться, винтовой блок может заклинить из-за изменившихся зазоров между роторами.

В случае серьезного перегрева торцы винтовой пары «привариваются» к корпусу, что резко увеличивает трудозатраты на ремонт блока. При полном разрушении подшипников повреждения непредсказуемы – от локального перегрева винтовой пары до задиров и отколотых хвостовиков.


Все это говорит о необходимости своевременной диагностики и ремонта винтового блока. Затраты на эти мероприятия обычно на 50-80 % ниже, чем на покупку нового блока, а ресурс работы компрессора после них приближен к ресурсу нового оборудования.

Как избежать поломок винтового компрессора

Своевременный ремонт и плановое техническое обслуживание винтовых компрессоров в соответствии с рекомендациями производителя существенно снижают риск серьезных поломок техники.

Если при ТО не ограничиваться сменой фильтров, а проводить тщательную диагностику деталей, склонных к преждевременному износу, компрессорное оборудование прослужит заявленное время и даже больше.

Возврат к списку